Одной из форм взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса является лизинг. Это вид предпринимательской деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизингополучателям за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях.
В условиях вялого инвестиционного спроса лизинг позволяет активизировать развитие производства. В российской экономике, в которой более половины основных фондов не работает, а оплата налогов и расходов на их содержание ложится на фондодержателя, выгодно передавать основные фонды в лизинг, в том числе для поддержки малого и среднего бизнеса.
Лизинг - производное глагола lease - означает брать и сдавать имущество во временное пользование. Его родиной является Америка. В конце прошлого века американская компания "Белл" стала сдавать в аренду свои телефонные аппараты, что способствовало быстрому развитию услуг связи. Спустя полвека Генри Форд использовал аренду для расширения сбыта автомобилей. В 50-х годах в США, а через некоторое время и в Западной Европе, в лизинг стали передаваться средства производства. В настоящее время удельный вес лизинга в промышленных инвестициях европейских стран составляет около 25%, США и Канады - 30%.
В 90-х годах лизинг стали внедрять и в России. Одной из первых лизинговых компаний была "Балтлиз" в С.-Петербурге, которая сдавала морские и речные суда, автотранспорт, компьютеры, оборудование для переработки леса и др. Затем были созданы и ныне успешно функционируют лизинговые компании в агропромышленном комплексе, Аэрофлоте... В России насчитывается более тысячи подобных компаний. Многие из них занимаются лизингом строительных машин и оборудования.
Как правило, лизинг не может развиваться без кредитных ресурсов, а предмет лизинга должен быть застрахован от рисков утраты и повреждения. Поэтому в его организации участвуют кредитор - банк или финансовая структура, поставщик - завод-изготовитель, торговый дом или собственник предмета лизинга, лизингодатель - юридическое или физическое лицо, получающее кредит и имущество в пользование по договору лизинга и сдающее его лизингополучателю, и страховая компания.
Основными видами лизинга, признанными во всем мире, являются финансовый и оперативный.
При финансовом лизинге лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца для передачи его лизингополучателю или передать ему ранее приобретенное имущество. Срок, на который передается имущество, соизмерим со сроком полной амортизации или превышает его. В течение действия договора лизингодатель за счет платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от такой сделки. По окончании срока договора пользователь может приобрести имущество в собственность, возобновить соглашение на льготных условиях или прекратить отношения. При финансовом лизинге, как правило, обязанность по техническому обслуживанию и страхованию ложится на лизингополучателя.
Страхование оборудования, передаваемого в лизинг, от утраты и повреждений осуществляется по соглашению и не является обязательным. Ответственность за сохранность оборудования, а также за риски, связанные с его возможными гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, с момента фактической его приемки несет лизингополучатель.
Финансовый лизинг является наиболее распространенным видом лизинга. Оперативный лизинг предполагает, что лизингодатель по своему усмотрению закупает имущество и передает его лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. Срок договора оперативного лизинга короче, чем нормативный срок службы имущества, и лизинговые платежи не покрывают полной его стоимости, что предполагает для лизингодателя возможность сдавать свое имущество в аренду неоднократно в течение нормативного срока его службы.
Другой особенностью оперативного лизинга является то, что обязанности по сервисному обслуживанию и страхованию лежат на лизингодателе. Оперативный лизинг предпочтителен для лизингополучателя в тех случаях, когда он не желает нести риски по владению имуществом, не уверен в своей длительной платежеспособности, не имеет достаточных средств для покупки объекта или хочет убедиться в правильности его выбора.
Ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не будет приносить выгоду всем участникам договорных отношений. Независимо от количества участников лизинговой операции каждый из них имеет свою заинтересованность.
Кредитная организация заинтересована, прежде всего, в гарантиях возврата и в максимальной эффективности финансовых вложений.
Продавец имущества находит дополнительный канал сбыта машин и оборудования, позволяющий расширить объем продаж.
Есть свои преимущества и для лизингодателя. Право собственности на передаваемое имущество обеспечивает лизингодателю высокую степень безопасности, снижает риск невозврата средств при банкротстве пользователя, так как объект лизинга возвращается собственнику, при неплатежах имущество может быть востребовано и продано для погашения убытков. Может быть применен также механизм ускоренной амортизации переданного имущества.
Для лизингополучателя лизинг предполагает кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без особого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество. Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, т. к. предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат, в частности, допустима отсрочка первого платежа. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров и услуг, произведенных на взятом в лизинг оборудовании, а также выплатой этими товарами и услугами. Если лизинговое имущество не числится на балансе лизингополучателя, то не увеличиваются его активы и он освобождается от уплаты налога на имущество. Лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции (услуг), производимой с использованием предмета лизинга, или на расходы, связанные с основной деятельностью лизингополучателя, и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль.
ОАО "Стройтрансгаз" лизинговой деятельностью начало заниматься с 1997 года, а машины на условиях лизинга стали эксплуатироваться с января 1998 года. В лизинг передаются трубогибочные машины американской фирмы CRC EVANS, японские трубоукладчики, бульдозеры, оборудование для ремонта техники, американские и японские экскаваторы. Для повышения эффективности трубопроводного строительства номенклатура машин и оборудования, передаваемых в лизинг, расширяется за счет транспортных средств. Целесообразно также передавать в лизинг электросварочные агрегаты, опрессовочное оборудование, компрессоры, краны.
Особенностью наших лизинговых отношений является то, что оборудование приобретается для передачи в основном организациям, находящимся в договорных отношениях с ОАО "Стройтрансгаз" по подрядной деятельности. Лизинговые платежи при этом осуществляются как в денежной, так и в компенсационной форме (услугами лизингополучателей).
С помощью машин, взятых в лизинг, ведутся работы на строительстве объектов Заполярного газового месторождения ("Сибкомплектомонтаж", "Арктикнефтегазстрой"), газопровода Заполярное-Н. Уренгой ("Север-трубопроводстрой", "Уренгой-трубопроводстрой", "Сибрегионгазстрой"). "Томскподводтрубопроводстрой" закончил прокладку второй нитки подводного газопровода через заполярную реку Пур шириной около километра. "Уренгойдорстрой" ведет строительство автодороги Н. Уренгой-Заполярное.
Строительство газопровода Ямал-Европа (участок Белосток-Торжок) также велось с использованием техники, полученной в лизинг.
Первоначально машины передавались лишь в финансовый лизинг. В последнее время подрядным организациям на строительстве газопровода Россия-Турция и других стройках машины передаются в лизинг оперативный. При нем лизингодатель принимает на себя обязанности по техническому обслуживанию, ремонту машин, обеспечению их запчастями, маслами и другими эксплуатационными материалами. Для выполнения этих работ ОАО "Стройтрансгаз" создает производственные базы, укомплектовывает технологические потоки квалифицированным ремонтным персоналом, необходимыми передвижными ремонтными средствами.
Эффективность использования подобной высокопроизводительной техники может быть достигнута только при наличии высококвалифицированных специалистов по ее обслуживанию и эксплуатации. Поэтому в учебном комбинате в г. Железнодорожном Московской области организовано обучение машинистов и ремонтников с привлечением японских инженеров.
В законе о лизинге предусматриваются меры государственной поддержки лизинговой деятельности. Ими могут быть:
- предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;
- финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий для реализации лизинговых проектов;
- создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;
- предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям для создания благоприятных экономических условий их деятельности;
- предоставление лизингодателям для стимулирования обновления машин и оборудования дополнительно, наряду с применением механизма ускоренной амортизации, права списания в качестве амортизационных отчислений от 35 процентов первоначальной стоимости основных фондов, срок службы которых более чем три года, в первый год их эксплуатации;
- создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.
Однако прямого действия они не имеют, а нормативные акты по ним не изданы. Поэтому в каждом отдельном случае для получения государственной поддержки приходится обращаться в Правительство РФ.
Владимир ЖИРНОВ,
начальник Управления лизинга ОАО "Стройтрансгаз", к.э.н.
Комментарий экспертов
В связи с потребностью в иностранном оборудовании и создании условий для возвращения в страну "убежавшего" капитала, необходимо, чтобы, наконец, "заработали" те налоговые льготы, которые установлены Законом "О лизинге". Речь идет об отсрочке уплаты таможенных налогов и тарифов до поступления лизинговых платежей. Эти льготы не действуют из-за их несоответствия налоговому кодексу. Чтобы они "заработали", необходимо конкретизировать механизм их применения.
Кроме того, поскольку в обозримом будущем банки готовы будут кредитовать промышленность не более чем на 1 год, необходимо чтобы и срок договора лизинга был примерно таким же. Но он, как правило, сейчас соответствует времени полной амортизации предмета лизинга.
Сегодня для большинства оборудования при применении коэффициента ускоренной амортизации равного 3 срок полной амортизации, а следовательно, срок договора лизинга близок к трем годам. Поэтому предлагается увеличить коэффициент амортизации с 3 до 10, тогда и срок договора лизинга ограничится примерно годом.
Увеличение коэффициента ускоренной амортизации до 10 приведет к созданию благоприятных условий для более активного использования недвижимости в качестве предмета лизинга. А пока недвижимость полностью амортизируется за 12-15 лет, что с точки зрения кредитования весьма невыгодно. В силу того, что недвижимость при задании ускоренной амортизации не теряет с такой быстротой свои свойства, она явится выгодным обеспечением для банков, кредитующих лизинговые сделки с недвижимостью.
Александр Романихин, Сергей КИСЕЛев,
Союз производителей нефтегазового оборудования
|