Министерство обороны России и ряд других федеральных министерств и ведомств не смогли в 2015 году потратить из выделенных бюджетных средств свыше 850 млрд. рублей. Этот остаток на их счетах при необходимости сокращения бюджетных расходов в этом году вызвал резкое недовольство президента Владимира Путина. Он потребовал разобраться и объяснить, почему деньги выделяются, но столь неэффективно используются.
Замечу, Минфин обычно сам провоцирует подобную «экономию», задерживая перевод значительной суммы средств бюджетополучателям до последнего квартала. Поэтому их становится невозможно использовать в текущем году и таким образом Минфин ежегодно имитирует создание профицита бюджета.
Большая часть «сэкономленных» средств приходится на Минобороны, расходы которого в текущем году в сравнении с прошлым годом были увеличены еще на 13,2%. Для этого сократили часть социальных расходов и в нарушение законодательства отказались от полной индексации пенсий по фактической инфляции 2015 года, составившей 13%. Теперь пенсии работающим пенсионерам вообще не проиндексируют, неработающим проиндексируют в первом полугодии на 4%, а во втором – под вопросом. Иначе как обворовыванием малоимущих назвать это не могу, так как пенсия в среднем в прошлом году составила 10 888 рублей в месяц.
Социально справедливо и экономически разумно было бы неизрасходованные в прошлом году бюджетные деньги использовать для индексации пенсий. Это позволит несколько улучшить материальное положение малоимущих, увеличить покупательную способность населения и тем самым получить дополнительный доход в бюджет от увеличения товарооборота и продаж потребительской продукции.
Простейшие расчеты показывают, что для положенной по закону индексации пенсий в месяц потребуется 58,678 млрд. рублей, а за год – 704,14 млрд., что меньше "сэкономленных" 850 млрд. рублей. При этом индексация пенсий работающим пенсионерам, каковых около 15 млн. человек, обошлась бы всего в 21 млрд. рублей в месяц. Подоходный налог и страховые поборы, выплачиваемые за счет дохода работающих пенсионеров, намного превышают эту сумму.
Сегодня чем беднее человек, тем выше доля налогов в его доходе. Увеличение ставки подоходного налога (НДФЛ) с 13% до 20% для 10% самой богатой части населения, которая обладает почти третью всех его доходов, позволит устранить эту несправедливость, увеличить сбор налогов почти на 2,5 трлн. рублей и решить проблему дефицита бюджета. Такое решение качественно умнее тривиального воровства пенсий.
Обирая малоимущих, оценивает ли кто-нибудь в правительстве последствия столь безнравственных и безграмотных решений?
Моисей Гельман