2007 год знаменует 200-летнюю годовщину установления дипломатических отношений между Россией и Соединенными Штатами. В России правительственные круги и некоторые общественные организации готовят многочисленные торжественные мероприятия, однако, по ту сторону Атлантики признаков энтузиазма почти нет. Более того, складывается впечатление, что, за исключением президента Буша и посла США в Москве Уильяма Бернса, у России абсолютно не осталось друзей среди американского руководства.
Еще более унылая ситуация складывается в конгрессе. Сенаторов или конгрессменов, по-доброму относящихся к России, по пальцам пересчитать можно. Последний такой чудак-романтик, Курт Уэлдон из Пенсильвании, понес сокрушительное поражение на ноябрьских выборах не в последнюю очередь из-за своих слишком тесных связей с Россией.
Между тем лишь совсем недавно – каких-то пять лет назад – тот же самый Уэлдон сумел собрать подписи почти 200 членов конгресса под документом, который призывал Белый дом не терять времени и содействовать более широкому сотрудничеству с Россией в различных жизненно важных сферах безопасности, экономики, бизнеса, науки, образования и культуры. Оказалось, что это был глас вопиющего в пустыне. Возможно, единственной организацией, которая приняла этот документ всерьез, была Российская академия социальных наук, которая приняла Уэлдона в ряды своих членов. Как отмечалось выше, для него это обернулось скорее помехой, чем помощью.
Вряд ли предвещает что-то хорошее для России и тот факт, что новыми председателями комитета по международным делам были назначены сенатор Джо Байден и конгрессмен Том Лантос. Оба неустанно говорят о своей поддержке более жесткой линии в отношении России и о ее исключении из "большой восьмерки".
Единственное, что по-прежнему удерживает отношения между двумя странами от скатывания к враждебности холодной войны, это взаимная дружба президентов Буша и Путина, которая сохраняется несмотря ни на что. И все же, учитывая, что оба джентльмена покинут свои посты в 2008 году, многие полагают, что 2008 год станет годом официального начала еще более жесткой фазы холодной войны со всеми сопутствующими рисками.
Причины столь плачевного состояния дел хорошо известны - их постоянно обсуждают в СМИ и в сообществе экспертов. Посему вряд ли имеет смысл перечислять их в этой статье. Позвольте мне лишь заметить, что каждая сторона винит другую, в то же время не будучи готовой признать собственные ошибки. Тем временем объективный наблюдатель с легкостью увидит, что вина лежит на обеих сторонах, и список взаимных упреков в любом случае совершенно логичен и адекватен.
Как реалистам, нам не стоит ждать, что существующие проблемы можно решить в ближайшем будущем; так что давайте попытаемся пригласить и Россию, и США к уступкам, по крайней мере, по одному из ключевых вопросов, учитывая, что в юбилейные дни принято высказывать пожелания и говорить людям приятные вещи.
Например, иранская политика России тревожит даже самых лояльных ее друзей на Западе. Лишь тот, кто глух и слеп, не понимает, что Иран делает все, что в его силах, чтобы заполучить ядерное оружие, и, вероятно, это желание исполнится в довольно скорое время. Достаточно послушать весьма чистосердечные заявления иранского президента и его окружения, чтобы увидеть, что мы имеем дело с фанатиками, а фанатики, вооруженные ядерным оружием, представляют очень серьезную угрозу для всех, включая Россию.
К несчастью, более пристальный взгляд на политику России в этой части мира заставляет предположить, что она скорее облегчает, нежели затрудняет движение Ирана к вступлению в ядерный клуб. Будет ли Россия готова внести изменения в свою ближневосточную политику, чтобы этого не случилось?
Что касается необходимости коррекции американской политики, то самым мощным раздражителем для России является расширение НАТО на восток, в частности, на территорию Украину и Грузию. Если это станет фактом, американо-российские отношения будут отравлены на десятилетия. В то же время, и в политическом, и в чисто практическом отношении было бы намного разумнее вместо расширения НАТО заменить эту организацию новой и, следует надеяться, более эффективной структурой, которая будет включать и Россию.
Все знают, что изначально НАТО было создано для сдерживания внешней военной угрозы. Оно определенно выполнило свою миссию, одержав блестящую победу, и многие люди ждали, что после отмены Варшавского пакта оно будет распущено. Однако это предположение не материализовалось по ряду причин и вряд ли будет исполнено в будущем.
Последние 15 лет мы живем в парадоксальной ситуации, в которой могущественная военная структура с крупным бюджетом не имеет ни четких целей, ни задач и, более того, у нее нет конкретного противника. В то же время НАТО продолжало неуклонно расширяться, но врага – международный терроризм – наконец, нашли лишь на последней конференции в Риге.
Учитывая, что успешная борьба с терроризмом вряд ли возможна без активного участия России, кажется логичным представить следующий сценарий: НАТО объявляет о самороспуске и одновременном вступлении в другую структуру, в рабочем порядке именуемой Международной антитеррористической организацией, в которую войдут страны, признающие ее устав, цели и задачи и готовые участвовать в масштабной глобальной борьбе с терроризмом.
В идеале эта организация объединит или, по меньшей мере, будет координировать свои действия с Шанхайской организацией сотрудничества, так как их цели будут очень похожи.
Если Россия и США приступят к серьезному обсуждению этих двух вышеупомянутых вопросов и найдут решение, я уверен, что они смогут достичь прогресса и в других важных сферах.
Эдуард Лозаннский,
президент Американского университета в Москве
The Washington Times – Inopressa.ru