Слово «экология» (в переводе с греческого — учение о доме, среде обитания) приобрело всеобщую популярность в середине XX века в связи с кризисом природопользования и среды обитания. Существовавшая тогда наука биоэкология(она же биогеоценология), изучающая взаимоотношения животных, растений и грибов между собой и средой их обитания, имела очень малое отношение к этому кризису, поскольку случился он в сфере социальной и определялся взаимоотношениями человека с Природой. Соответственно и слово «экология» оказалось востребовано в социальном, а не в смысле биологическом. Напомним, что проявления кризисного ухудшения качества среды обитания были связаны с антропогенными изменениями биогеохимических показателей биосферы при промышленном загрязнении микроэлементами /Hg, Сd/ водной среды и продуктов питания, а также макроэлементами /NOх, СO/ атмосферы. Иначе говоря начальные признаки мирового кризиса природопользования свидетельствовали о нарушении планетарного геологического круговорота минеральных веществ и химических элементов.
В основе глобального экологического кризиса лежит широкомасштабный процесс добычи и использования минеральных ресурсов, что вызывает глубокие нарушения в биосфере, сопровождается экологическими катастрофами (Чернобыль-1986, Башкирия-1989, Нефтегорск-1995, Кузбасс-1997), приводит к ухудшению качества среды обитания, создает угрожающие здоровью и жизни людей экологические проблемы. В 1930-х годах такую ситуацию предвидел академик В.И.Вернадский и определил ее суть: «Человек становится ведущей геологической и геохимической силой на планете». Это значит, что промышленная деятельность стала влиять на планетарный геологический круговорот вещества — основу минерального питания и жизни биосферы.
Однако кризис назвали экологическим, и слово «экология» вдруг оказалось у всех на устах. В одночасье заштатное направление биологической науки приобрело бешеную популярность, и термин «экология» стал саморазвиваться вне биологии. Слово «экология» вступило в самостоятельные, социальные взаимоотношения с мировым сообществом и под биологическим термином стала формироваться комплексная, социально ориентированная наука и научно-государственная система экологической безопасности, спасения и выживания, способная лечить общество и государство. Самое простое определение этой науки получалось буквальным переводом термина экология — наука о доме, жилище, месте (среде) обитания.
Кризис природопользования и окружающей среды требовал принятия адекватных мер. Поэтому возникла глобальная система мониторинга, и эксперты ООН сформулировали приоритетные мировые экологические проблемы — это кислотные дожди, стратосферный озон, загрязнение атмосферы городов, рассеяние микроэлементов, нефтяное загрязнение морей и океанов, уничтожение лесов и т. д.
Появились такие понятия, как экологическое право, экология человека, социальная экология, экологическая культура, экологическое образование. Приобрело самостоятельность понятие «эко» и возникла международная концепция социального или устойчивого экоразвития, принятая Конференцией ООН по окружающей среде в 1992 г. в Рио-де-Жанейро.
Разумеется, все биологи в одночасье ощутили себя экологами, а вслед за ними географы и геофизики, которые стали изучать «поля концентраций химических элементов в природных средах». Появилась множество толкований понятия «экология». Однако, несмотря на терминологическое многообразие, все биоэкологи сходились на том, что в основе новой, социально ориентированной науки лежат фундаментальные идеи биологии и экосистемный подход. Стало быть, объектами исследований этой науки (так же как и классической биоэкологии) являются экосистемы, представленные совокупностью совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом. Примечательно, что центральное место в этой науке заняла биогеохимическая концепция биосферы, разработанная геологом В.И.Вернадским.
В 1926—1931 гг. в работах В.И. Вернадского «Биосфера», «Биогеохимические очерки», «Очерки геохимии» и др. оформилась научная концепция биосферы как геологической оболочки Земли, включающей атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы, структура и энергетика которой созданы деятельностью живого вещества в течение геологической истории планеты.
Разрабатывая концепцию биосферы, В. И. Вернадский ввел в науку понятие живого вещества —совокупность живых организмов, действующих как планетарный геохимический и геологический фактор. Геолого-геохимическое изучение геологической оболочки планеты — биосферы В.И.Вернадский выделил в науку биогеохимию — раздел геохимии и соответственно геологии. Он рассматривал живое вещество как геологическую силу, формирующую биосферу.
Однако отечественные биологи использовали работы В. И. Вернадского достаточно своеобразно: «Биологи... внедрили в ученую и неученую общественность представление о биосфере только как совокупности живых существ на планете, что в корне противоречит учению В. И. Вернадского о биосфере как геологической оболочке планеты, созданной в течение геологического времени. Такова была реакция биологического фланга академической науки на экологические проблемы». (А. Н. Тюрюканов, В. М. Федоров. Н. В. Тимофеев-Рессовский: Биосферные раздумья. М.,1996).
И далее: «Если биологи и экологи, изучая экологические проблемы, относящиеся к «области жизни», вольно или невольно суживают биосферу до «пленки жизни», то это свидетельствует лишь о том, что категориальный аппарат биологии неспособен правильно выразить биогеохимическую сущность учения о биосфере В.И.Вернадского».
Именно на этом «неспособном» аппарате и сработан громоздкий гибрид «всеобщей», или «большой», российской экологии, предназначенный для «экологического всеобуча». Созданный «совокупностью дисциплин», связанных между собой словом экология, он имеет множество составляющих(экология животных, растений, грибов, морей, суши, островов, Крайнего Севера и т. д.), куда добавлена экосистема — биосфера, где биогеохимическая концепция В.И.Вернадского в биологической интерпретации оказалась лишь разделом биоэкологии.
Во «всеобщей» экологии — науке, ориентированной на социальную безопасность, не оказалось ни антропогенных изменений природной среды, ни приоритетных экологических проблем, ни экологических катастроф. Согласно экосистемному подходу гибель лесов и уменьшение биоразнообразия куда важнее катастрофических наводнений с человеческими жертвами и демографических проблем нации.
Примечательно, что в «большой» экологии с экосистемным подходом нашлось место для нескольких геологических дисциплин — это геохимическая экология, биогеохимия под видом биосферологии, а также палеоэкология как раздел биоэкологии. Заметим попутно, что основателем палеоэкологии признается русский геолог, академик Н. И. Андрусова, выполнившая исследования Черноморского и Каспийского бассейнов.
За пределами бытующего подхода к экологии остался сам предмет исследования — дом, ойкос. Этим домом является планета Земля — геологическое тело из горных пород и минералов — дом человечества, единственный и неповторимый во всех обозримых просторах Вселенной. В этом доме условия проживания и среда обитания созданы минеральными образованиями — водой, воздухом, горными породами, металлами. История дома планеты Земля — это хронология глобальных геологических процессов в виде деятельности вулканов, землетрясений, морских трансгресcий, горообразований, развития биосферы. Биосфера — геологическая оболочка планеты имеет систему планетарного геологического круговорота вещества, включающего литосферно-осадочный цикл, круговорот воды и глобальные биогеохимические круговороты структурных элементов живого вещества, которые «кормят» химическими элементами и минеральными соединения множество экосистем. Биосфера не дом, а квартира в нем, причем коммунальная, и от переименования геологической оболочки в экосистему не больше проку, чем от переименования земного шара, допустим, в Луну.
«Экосистемная» экология стала опорой деятельности Госкомэкологии — Минприроды, а также основой Концепции экологического образования России, которая не отразила ни вклад отечественных ученых, ни гносеологические корни науки, ни приоритетные экопроблемы, ни историю природопользования страны, для образования граждан которой ее одобрили руководители Госкомэкологии и Минобразования. Экосистемный подход не может отразить ведущей исторической роли минеральных ресурсов в социальном развитиии, а значит, способствовать оптимизации природопользования. Самое главное, нынешняя концепция экологии и созданные на ее основе образовательные программы и учебники не имеют воспитательного значения, сводя экологическое образование к изучению проблем биоразнообразия. При этом было ликвидировано экологическое инакомыслие и отштампованы учебники на основе «фундаментальных идей биоэкологии».
По-видимому, биоэкологам казалось, что экосистемный подход так же, как классовый, — единствено правильный, универсальный и непобедимый. Но «экосистемная» экология вступила в противоречие с концепцией устойчивого развития, экологический аспект которой ориентирован на устойчивое и рациональное природопользование. Экосистемный подход отражает только одну сторону природопользования — наземное. Подземное природопользование имеет дело с горными породами и литосферой, где экосистемы минеральзовались и окаменели сотни миллионов лет назад. Поэтому созданная на основе экосистемного подхода система штрафов за сбросы и выбросы оказалась неэффективной так же, как вся остальная деятельность Госкомэкологии, что и привело ее к «экологическому» кризису. Вполне закономерно, что следующий кризис поразил современную систему российского экологического образования (среднего и высшего), которое на экосистемной основе не имеет социально-экологического смысла и не может служить основой рационального природопользования и экологической безопасности, средством преодоления насущных проблем страны.
Очевидно, что система образования вообще, а экологического в особенности, должна отражать систему социального природопользования, ее естественно-историческое развитие. В начале ХХ века Россия была аграрной страной с 70% сельского населения и богатейшими в мире ресурсами живой Природы. Неслучайно России принадлежит мировое первенство в создании системы высшего лесного образования. Систему эту отличал комплексный, экологичный, естественно-исторический разумный подход, где объединялись науки, определявшие природопользование того времени. Поэтому студенты лесных вузов царской России изучали геологию, минералогию, кристаллографию. В Петровской земледельческой и лесной академии возникла кафедра лесоводства и геологии. Складывалась система воспитания экологической и горной культуры, ориентированной на наземное и подземное природопользование, на творческое взаимодействие природы и человека. Формировалось эколого-образовательное пространство оптимизации природопользования.
Искажение информационного пространства оборачивается деградацией общественного сознания, что проявляется в патологии массовой антикультуры с пропагандой жестокости и искривлении объективной картины мира в образовательном процессе. Система образования должна отражать характерные особенности общественного развития ХХI века, где ведущая роль принадлежит оптимизации по критериям рациональности природопользования, преодолению экологического кризиса, развитию экологической культуры и обеспечению экологической безопасности.
Особенность экологического образования состоит в том, что оно должно давать не просто багаж знаний, но и учить способам оптимального движения с этим багажом из пункта А (настоящее) в пункт Б (будущее) или стратегии эколого-социального развития. В основе социально-экологической образовательной концепции должны находиться не основополагающие идеи биоэкологии и экосистемный подход, а объективная данность живой и минеральной Природы, естественно-исторический опыт природопользования, приоритетные проблемы качества природной среды — все, что отвечает концепции устойчивого развития и экологической безопасности страны, мира, каждого человека.
Интенсивная эксплуатация минеральных ресурсов создает комплекс социально-экологических проблем, преодоление которых невозможно без концептуального взаимодействия экологического и геологического знания. С эколого-геологических позиций все мировое разнообразие социально-экологических проблем всех уровней может быть сведено к трем планетарным экологическим императивам:
нарушению балансов химических элементов и минеральных веществ в биосфере, т.е. разрушению среды обитания;
истощению природных ресурсов (минеральных, почвенных, уменьшение биоразнообразия);
экологическим катастрофам (землетрясения, наводнения, оползни, пожары лесов, нефтяных и газовых скважин, угольных шахт, ядерное и химическое загрязнение среды обитания).
Геология началась с горного дела в виде прикладного горно-геологического знания для поисков и добычи полезных ископаемых. «Промышленность» каменного, бронзового и железного веков определялась горнодобываю-
щей деятельностью, развитие которой способствовало расширению предметной сферы геологического знания. По мере выполнения своей утилитарной функции — обеспечения мине-
рально-сырьевой базы — геология развивалась как наука о Земле, земной коре, биосфере. Естественно-историческое развитие фундаментальной геологической науки привело к накоплению специфического биосферного знания в виде комплекса дисциплин, изучающих взаимодей-
ствие живого и косного (неживого) вещества в биосфере,— это науки биогеохимия, историческая геология, литология, стратиграфия, фациальный анализ.
В ХХ в. геология оформилась в обширную систему знаний, консолидированных естественно-исторической эволюцией природных процессов на планетарно-минеральном и атомно-молекулярном уровне. При этом в работах отечественных ученых сложился комплекс научных дисциплин и направлений, ориентированных на изучение среды обитания человека — биосферы (историческая геология, геохимия, биогеохимия, литология, экзогенные процессы, гидрогеология и инженерная геология) (рис. 1).
Рис. 1. СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ ГЕОЛОГИИ
Современную геологию можно представить как совокупность литосферного и биосферного знания, что отражает взаимодействие геологических процессов, эволюционное развитие земной коры.
В настоящее время геология — основная наука о нашем Доме — планете Земля. Геологическое знание исторично и эволюционно, что определяется развитием космических и геологических процессов, земной коры, биосферы. Геологические процессы формируют лик Земли, а минералы и горные породы обеспечивают основу природопользования, которое создает материальную и духовную культуру общества. Историческое развитие геологического знания в трудах Ж. Кювье, В.И. Вернадского и В.В. Докучаева заложило основы современной планетарной мегаэкологии, которая призвана оптимизировать деятельность человека как ведущей геологической и геохимической силы на планете.
В 1812 г. в работе «Рассуждения о переворотах на поверхности земного шара» французский зоолог Ж. Кювье связал эволюцию животного мира Земли с геологическими катастрофами. Основными катастрофическими явлениями, которые вызывали смену фаун в разновозрастные геологические периоды, Ж. Кювье считал смену морских и континентальных условий, т.е. изменения экологической ситуации среды обитания. Таким образом Ж. Кювье ввел в науку понятие об экологических катастрофах, выполнил первые биосферные экологические исследования и заложил первый краеугольный камень в фундамент планетарного экологического знания — мегаэкологии.
Следующее этапное развитие планетарного экологического знания было связано с геохимическими работами В.И.Вернадского. Особая его заслуга состоит в том, что он определил эволюционный характер геохимии как истории атомов земной коры, а также ввел в науку понятие живого вещества и выяснил его исключительное геологическое и геохимическое значение. В работах В.И.Вернадского произошло взаимодействие геологического и биологического знания на качественно новом, биосферном или экологическом уровне.
Своей концепцией биосферы В.И. Вернадский создал научную методологию рационального природопользования. На его концепцию опирается международная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Концепция биосферы — фундаментальный вклад В.И. Вернадского в мировое естествознание.
Биогеохимической концепцией биосферы В.И. Вернадский творчески развил идеи своего учителя В.В. Докучаева о комплексном системном изучении природной зональности, анализе генетической связи между живой природой и минеральным миром. Ведущей научной дисциплиной биосферного знания стало генетическое почвоведение, наука, созданная В.В. Докучаевым о важнейшей подсистеме и экосистеме биосферы, где происходит взаимодействие планетарного, геологического круговорота вещества с биологическими круговоротами.
Большую роль в становлении планетарной мегаэкологии сыграл мировой кризис природопользования и среды обитания в середине ХХ века, который стимулировал биосферные исследования, государственные и международные природоохранные меры, способствовал пониманию необходимости оптимизации природопользования. Таким образом исторически сложилась система планетарной мегаэкологии — социально-биосферной науки самоспасения человечества от самого себя, научной основы рационального природопользования и оптимизации среды обитания. Иными словами, планетарная мегаэкология — это наука о взаимодействии природы и человека в биосфере и ее подсистемах, наука социального «домоводства» и устойчивого развития, которая должна занять свое место в образовательной системе России.
Мегаэкология изучает биосферу как планетарную оболочку и как среду обитания человеческого общества, его взаимодействие с Природой, степень и последствия антропогенного влияния. Основным методом экологических исследований служит мониторинг — система наблюдений, оценки и прогноза антропогенных изменений природной среды. Экологическое знание дает информацию о качестве среды обитания человека на локальном, региональном и глобальном уровнях. Экологическое знание — научная основа оптимизации природопользования, сохранения Природы, среды обитания и человека. Биосферные исследования в определенных случаях невозможны из-за отсутствия соответствующих экологических систем. Поэтому многие экологи-
ческие катастрофы нельзя прогнозировать и изучать на основе экосистемного подхода. Например, взрывы метана в угольных шахтах, где экологические системы минерализовались, окаменели 150 млн. лет назад. Экологические проблемы с неживой природой, лишенной экосистем, имеет четверть населения России, проживающего в сейсмоактивных районах. Весь известный науке космос также лишен экологических систем.
Подобно другим естественно-научным дисциплинам (геологии, биологии), планетарная мегаэкология опирается на историко-эволюционный принцип природной цикличности и экологических связей, определяемых взаимодействием земного и кос-
мического в биосфере. Исторический принцип в мегаэкологии связан также с социальной ориентацией биосферного знания, основанной на вековом экологическом опыте взаимодействия Природы и человека и направленной на оптимизацию процесса природопользования.
Развитие мегаэкологии находится в русле исторического процесса гуманизации и экологизации общественного сознания. Социальная ориентация планетарной мегаэкологии на управление и прогноз природопользованием формирует экологическую философию. Поэтому планетарная мегаэкология — это знание естественно-гуманитарное. Социальный характер планетарной мегаэкологии определяет футурологическую направленность этой науки.
Экологическое знание — это национальное достояние и средство природопользования. Оно должно способствовать решению региональных, государственных и мировых проблем природопользования и среды обитания, созданию концептуальной картины и научных сценариев будущего, обеспечению экологической безопасности России и оптимального экоразвития.
Образовательно-воспитательная система планетарной мегаэкологии включает три взаимосвязанных блока: «Экология биосферы», «Социальная экология» и «Экология человека» с четырьмя подразделами в каждом (рис.2).
В центре мегаэкологии — человек как живой и социальный организм, который занимается природопользованием, воздействует на Природу и сам себе создает экологические проблемы, которые он же вынужден решать. «Экология человека» зависит от «Экологии биосферы» с биогеоценологией, геохимической экологией, экологией природных ресурсов, глобальной и региональной экологией.
Средством самоспасения человечества, оптимизации природопользования и среды обитания является «Социальная экология» — комплекс естественно-гуманитарного знания, посвященного взаимодействию Природы и человека — это мониторинг антропогенного влияния и приоритетные экопроблемы, экологические катастрофы, экологическое образование, социоприродные системы.
Важнейшая роль в системе планетарной мегаэкологии отводится краеведению. Экологическое краеведение можно определить как региональную историческую экологию и культурологию отчизноведческого, родиноведческого характера. Фактически краеведение всегда было частью природопользования «населенных мест», как говорили в старину. Для того чтобы пользоваться Природой, природными ресурсами, надо иметь местное, краевое знание, которое существует на Земле так же давно, как человек.
Именно краеведение соединяет экологическое знание о мировом доме Природы, о глобальных проблемах с каждым человеком и его собственным домом. Зеленая трава у родительского дома создает человеку образ Родины, который снится ему всю оставшуюся жизнь. Так же как мегаэкология, экологическое краеведение имеет социальный аспект, определяемый естественно-историческими связями системы человек — Природа и располагается в ядре мегаэкологии вместе со знанием по экологии человека, физическому и духовному здоровью населения, экологической культуре и философии.
Краеведение — основа национального самосознания, интеллекта и интеллигентности нации, основа национальной культуры и исторической памяти общества. Краеведение служит эколого-культурной основой гармонизации личности и средством нравственно-патриотического воспитания человека в своем Отечестве. Краеведение лучше всего отвечает на вопрос: «С чего начинается Родина?»
Образовательная картина мира должна быть целостной и ориентироваться на объективную данность Природы как основы всего сущего в мире и гаранта будущего. Образовательная система должна отражать природопользование наземной и подземной Природы, так же как лист бумаги, изготовленный из древесины и глины, дает пример взаимодействия ресурсов растительного и минерального миров.
Изменение структуры природопользования после 1917 г. сказалось на системе образования. В лесных вузах СССР геологические науки сменили политические... Сейчас много изменилось в нашем Отечестве, но российские школьники так же, как советские, к основной науке о Доме — планете Земля не допускаются, хотя в европейских странах с тысячелетней горной культурой геологические дисциплины в общеобразовательных школах дети изучают с 5 лет.
В современной России геология не предусмотрена государственным образовательным стандартом в цикле фундаментальных естественнонаучных дисциплин высшего профессионального образования. Отсутствуют основные положения геологических наук и в недавно утвержденной «Концепции современного естествознания» для студентов-гуманитариев. Вот, кстати, мнение профессионального биолога с мировым именем Н. В. Тимофеева-Рессовского: «Я считаю большой бедой и глупостью, что уже давно кончают десятки тысяч нашей молодежи биофаки различные, не имея даже отдаленного представления о геологии. Этим самым значительная часть эволюционной биологии теряет конкретный смысл. Ну и палеонтологию, конечно, сейчас тоже биологи не изучают. Алексей Петрович Павлов каждый год группу студентов с общего практикума уводил на экскурсии в Подмосковье. Нам, не геологам, показывали, как выглядит геология в поле. Это тоже очень важно».
Геологическая безграмотность имеет глубокие советские корни. Примитивное понимание геологии как недропользования аналогично восприятию леса как источника дров. В первую очередь геологию следует рассматривать в качестве научной основы оптимизации природопользования. Образовательно-воспитательная система экологического образования должна ориентироваться на формирование горной и экологической культуры, без чего невозможно рациональное природопользование. Добыча энергоресурсов (уголь, газ, нефть) и горнодобывающее производство обеспечивают более половины валютной выручки и значительную долю доходов бюджета России, экономика которой зависима от минерально-сырьевого потенциала — полезных ископаемых. А на геологию, благодаря которой государство владееет минеральными ресурсами, у Минобразования часов не хватает.
13 июня 2002 г. Госдума приняла в первом чтении Закон РФ «О государственном стандарте общего образования», который не содержит ни экологии, ни геологии, ни краеведения. Стандарт не только не отражает проблем экологической науки и образования, но и откровенно противоречит Закону РФ «Об охране окружающей среды», а также «Основным положениям государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», одобренным Указом Президента РФ от 4. 02. 1994 г., а также «Концепции перехода РФ к устойчивому развитию».
Закон «Об охране окружающей среды» (ст. 71, 72) устанавливает систему всеобщего и комплексного экологического образования, включающую дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование. Согласно ст. 72, преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля. В нормативных документах государственной стратегии России по обеспечению устойчивого развития также определена необходимость экологического воспитания и образования.
В принятом Госдумой документе сказано, что государственный стандарт общего образования призван обеспечивать «защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья». Увы, в современных условиях экоразвития ХХI века никакое здоровье невозможно сохранить без знания экологических проблем.
Документ противоречит также ст. 14 Закона РФ «Об образовании», которая определяет требования к содержанию образования: «1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса и должно быть ориентировано на... развитие общества. 2. Содержание образования должно обеспечивать... формирование у обучающегося адекватной... картины мира».
Очевидно, что система образования без геологии и экологии не может давать учащимся адекватную картину Дома — планеты Земля, который снабжает человека кислородом, водой, энергоресурсами — всеми благами цивилизации.
Никакого социального прогресса и развития общества ХХI века быть не может без экологического образования, которое призвано воспитывать социальную культуру природопользования и духовность нации — основу экологической безопасности и устойчивого развития. Это особенно важно и актуально для России, благосостояние и проблемы которой определяются природопользованием. Система экологического образования (концептуальное взаимодействие биосферного знания, геологии, краеведения) должна быть стержнем всей образовательной системы России и средством нравственного воспитания.
Историческая необходимость устойчивого экоразвития диктует обязательность научно обоснованного природопользования, где экологическая целесообразность должна сочетаться с социально-экономической. Проблемам социально ориентированной экономики России посвящена обстоятельная аналитическая статья М. Гельмана «Новая фига невидимой руки для России» («ПВ» № 1—2, январь 2003 г.), где наглядно показано весьма странное развитие событий в области промышленной политики страны. Странность усугубляется тем, что «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию» предусматривает «сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей». В Концепции сказано, что конечной целью устойчивого развития будет создание «предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы)». В Законе РФ «Об охране окружающей среды» ст. 3. также указано на «научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды».
Особенность грядущего экоразвития определяется способностью общества и государства вести общее домашнее хозяйство в условиях Земли-Природы, где главной заботой становятся качество и безопасность природной среды обитания. Экологическими катастрофами, которые обрушились прошлым летом на Россию, Западную Европу и Азию, Природа явочным порядком в который уже раз доказывает необходимость постоянного внимания к экологическим проблемам, а стало быть, обязательность экологического образования.
Земля-Природа — Дом человечества. Хороший дом всегда ухожен, уютен и чист, он служит детям и внукам. Вспомним В. В. Розанова: «Жизнь есть дом. А дом должен быть тепел, удобен и кругл. Работай над «круглым домом», и Бог тебя не оставит на небесах. Он не забудет птички, которая вьет гнездо».
Здесь круглый в значении полный.
|