Среди всех видов топлива газ доминирует в энергетике России, особенно в её европейской части. Поэтому считается, что повышение цен на него болезненно отразится на социальном положении населения и доходах промышленности.
У ОАО "Газпром" имеются значительные финансовые ресурсы благодаря продаже газа на внешнем рынке. Из этих средств финансируются инвестиционные программы по освоению новых месторождений. Средневзвешенная цена газа на внутреннем рынке России в 2003 году составила 28 долларов за тысячу кубов, что меньше цены его продажи на границе Западной Европы в 5 раз, стоимости поставки среднеазиатского газа на границе Казахстан-Россия в 1,5 раза, цены мазута в летний период в 3 раза, а в зимний в 4-5 раз и меньше цен на уголь в 1,5 раза.
Заниженные цены газа искажают стоимость электроэнергии и тепла, транспортные тарифы и, как следствие, стоимость продукции всех отраслей. Если в отношении населения это можно оправдать его низким жизненным уровнем, то логичных объяснений причин финансирования металлургической, нефтеперерабатывающей, агрохимической и многих других высокодоходных промышленных отраслей за счёт газовой нет. Вследствие низких цен на газ деформированы топливные балансы. Многие тепловые электростанции и котельные, работавшие прежде на угле и мазуте, вместо создания более совершенных систем по подготовке и сжиганию традиционных видов топлива в стремлении получить дополнительные доходы перешли на газ. Из-за низких цен на него не находит должного сбыта продукция угольных предприятий. Поэтому часть из них останавливается, а остальные вынуждены продавать уголь по ценам, близким к нулевой рентабельности. В целом же угольная отрасль разоряется.
Газовая пауза, порожденная низкими ценами на газ, законсервировала энергетику России на уровне конца 70-х годов прошлого века. Аналогичная ситуация наблюдается в других отраслях экономики, использующих газ как сырьё и топливо. Отсутствие мотиваций к энергосбережению обусловило сжигание топлива с потерями в 65-68% в большой энергетике и 70-75% в коммунальной сфере. Эти потери оплачиваются потребителями.
Россия располагает большим количеством газовых месторождений малой и средней мощности, в том числе в регионах с высокой плотностью населения. Однако при наличии дешёвого газа Уренгоя эти месторождения оказываются нерентабельными. Поэтому проблемой независимых добытчиков газа является конкуренция на внутреннем рынке со стороны "Газпрома". Повышение цен на газ на внутреннем рынке способствовало бы росту его добычи у независимых производителей.
ФЭК России совместно с региональными энергетическими комиссиями в рамках своих полномочий разрабатывает и реализует тарифную политику в газовой отрасли и участвует в проведении мероприятий по либерализации газового рынка на основе федерального законодательства, программ социально-экономического развития Российской Федерации и Энергетической стратегии.
Приведение цен на газ к паритету с другими видами топлива и с ценами на газ на близлежащих рынках является важнейшим шагом в развитии рыночных реформ. Для этого одновременно с индексацией регулируемых цен должна расширяться торговля газом по свободным ценам, в том числе добываемого "Газпромом".
Газ по свободным ценам должен продаваться неэффективным пользователям, новым потребителям, потребителям, запрашивающим дополнительные объёмы для наращивания мощностей, экспортно-ориентированным предприятиям. Для свободной торговли уже создаются торговые площадки, цены на которых будут индикаторами для ежегодного пересмотра регулируемых цен.
Повышение цен на газ до уровня его цен на ближайших рынках Средней Азии и Западной Европы (без транспортной составляющей), а также цен на другие виды топлива будет способствовать выявлению объективной стоимости газа на внутреннем рынке России. Обоснование, с какой скоростью и до какого уровня повышать внутренние цены на газ, явится основой для разработки концепции развития газового рынка и программы реформирования соответствующей товаропроводящей сети. Поэтому мы не должны следовать слепо пожеланиям наших иностранных партнеров о том, что для вступления в ВТО нам необходимо поднять на более высокий уровень внутренние цены на энергоресурсы.
Насколько справедливо подобное требование? К примеру, известно, что при близких на всех рынках мира ценах на нефть стоимость бензина в США в 2,5 раза ниже, чем в Западной Европе. Тем не менее никто из членов ВТО не ставит вопрос о наличии этой проблемы.
Наряду с неприятием нами подобных двойных стандартов мы должны видеть, что необоснованно высокие темпы роста цен на газ приведут к появлению его избытка на нашем внутреннем рынке. Это в условиях стабилизации добычи, безусловно, вызовет превышение предложения над спросом в Западной Европе и, как следствие, снижение выручки от его экспорта.
Очевидно, что прозрачность деятельности главного газового монополиста - это основа для создания конкурентных условий на рынке и для реализации газа по свободным ценам со свободным доступом к "трубе". Но эти вопросы могут быть решены, если "Газпром" создаст Единую газотранспортную систему с выделенным балансом, и тогда государство перейдет от регулирования оптовых цен к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа.
Основной задачей Единой газотранспортной системы должна быть не просто перекачка газа, а предоставление услуг по его транспортировке, хранению, замещению и резервированию мощностей, распределению и т.д. Система газопроводов в России и ближнем зарубежье изначально строилась по сетевому принципу и фактически является товаропроводящей системой, т.е. способной доставить товар в нужном ассортименте требуемого качества в нужный период времени от производителя к потребителю. Единая система газоснабжения России и ближнего зарубежья может транспортировать газ по различным маршрутам, производить его внутренние замещения, экономить за счет сокращения маршрутов транспортировки, резервировать мощность и при необходимости перераспределять газ между регионами, в том числе при изменении температурных условий.
Технические возможности газотранспортной системы бывшего СССР открывают огромные перспективы по работе с независимыми производителями газа практически на всем рыночном пространстве, включая поставки на экспорт в дальнее зарубежье.
Энергетической стратегией России до 2020 года предусматривается существенный рост добычи газа независимыми компаниями, и совершенно понятно, что эта задача не может быть решена, если вопросы тарифной политики в газовой отрасли не приобретут обязательного статуса, а в концепции развития газового рынка не найдут четкого разрешения необходимые преобразования внутри самой отрасли.
Однако следует иметь в виду, что государство должно добиваться этих преобразований не административными методами, а созданием соответствующих условий.
Объективными предпосылками организации конкурентного газового рынка в России, на наш взгляд, являются:
- наличие развитой инфраструктуры отрасли, обеспечивающей многовариантный выбор поставщиков и потребителей;
- создание оптового рынка газа с двумя секторами - регулируемым и нерегулируемым, с понятными правилами его функционирования;
- контролируемые государством доступ к транспортной инфраструктуре и баланс поставок газа на регулируемый рынок;
- публичная тарифная и ценовая политика;
- законодательная поддержка.
На конкурентном рынке поставщики и покупатели будут иметь возможности уравнивать свои интересы, в том числе минимизацией рисков поставок за счет развития инфраструктуры и фьючерсных контрактов.
В настоящее время в сфере газораспределения существуют две крупные проблемы: это характерная для многих регионов Российской Федерации раздробленность газораспределительных организаций и неурегулированность множества имущественных вопросов. Все это приводит к снижению надежности и финансовой эффективности газоснабжения.
Российская Федерация по соотношению протяженности газораспределительных сетей к протяженности магистральных газопроводов серьезно уступает странам Европы и США, что сдерживает газификацию. Учитывая низкую инвестиционную привлекательность строительства газораспределительных сетей, его финансирование велось и ведется преимущественно за счет выделяемых в бюджетах всех уровней целевых средств и средств самого "Газпрома".
Цена на газ будет расти, опережая темпы инфляции, и в ближайшие три года увеличится почти вдвое (см. таблицу).
Динамика цен на внутреннем газовом рынке (без НДС) |
Годы |
Цена, $ |
1996 |
48,5* |
1997 |
42 |
1998 |
22,9 |
1999 |
10,2 |
2000 |
11,5 |
2001 |
14,3 |
2002 |
16,5 |
2003 |
20,4+4 ** |
2004 |
29,28 |
2005 |
35,14 |
2006 |
40 |
2007 |
44 |
2008 |
48,4 |
2009 |
53,24 |
2010 |
59 |
* По данным Энергетической стратегии России до 2020 года. |
** Наряду с оптовой ценой газа потребитель оплачивает снабженческо-сбытовые услуги и тариф ГРО. |
Это скорее всего приведет к снижению возможности в полной мере финансировать запланированные работы по газификации из региональных бюджетов.
Рыночные преобразования в газовой отрасли России ведутся уже свыше 10 лет. Сейчас коммерческая деятельность по реализации газа в России полностью отделена от его добычи и транспортировки по магистральным газопроводам и распределительным сетям во всех регионах страны. Оптовая торговля и координация поставок сосредоточены в ООО "Межрегионгаз", и на этот вид деятельности ФЭК России с 2003 года установлена снабженческо-сбытовая надбавка. Продажу газа в регионах осуществляют специальные региональные компании, которым также установлены снабженческо-сбытовые надбавки. При этом из оптовой цены исключены затраты на содержание сбытовых организаций, и теперь эти затраты абсолютно прозрачны для регулирующих органов.
Указанные преобразования привели к увеличению цены газа для потребителей в среднем на 3%. И в то же время созданы условия для существенного повышения надежности газоснабжения всех потребителей, включая население.
В ближайшее время представляется необходимым разработать правила работы федерального оптового рынка газа с двумя секторами - регулируемым и нерегулируемым. Развитие нерегулируемого сектора - единственный и надежный путь к эволюционной либерализации газового рынка. Либерализация в сфере торговли газом, по нашему мнению, должна опираться на опыт ООО "Межрегионгаз" как организатора развития рыночных отношений в сфере газоснабжения. Помимо формирования структуры газового рынка (оптовый, региональный, розничный), предстоит еще большая работа по созданию систем коммерческого учета и ликвидации системы изживших себя нормативов потребления газа.
Необходимо отметить, что главным фактором роста эффективности транспорта газа является совершенствование транспортных тарифов. Для решения этой задачи потребуются принципиальные изменения в области административного и имущественного управления магистральными газопроводами.
|