Штрихи реформы социальной сферы
Один из последних сюжетов «прожектора» – реформирование, а в переводе на общепонятный язык – ликвидация малокомплектных сельских школ. Удар, как всегда, старательно обошел истинных виновников. Устраним этот пробел. Ликвидация объектов социальной сферы в селах, рабочих поселках и других мелких населенных пунктах будет осуществляться в рамках «реформы» социальной сферы, родившейся в ведомстве господина Грефа, и одобренной на заседании правительства.
Концепция реформирования социальной сферы, освобожденная от пустопорожней болтовни, сводится к простенькой формуле. Нынешний объем бюджетного финансирования образования, здравоохранения, культуры будет разделен на численность обслуживаемого населения, и полученные в результате гроши будут приняты за подушный норматив. Следующий шаг - учреждения социальной сферы вместо финансирования по смете будут финансироваться тоже в зависимости от численности обслуживаемого населения. Далее в сказках Грефа — кисельные берега и молочные реки. Школы и больницы начинают воевать за контингент, обрушивая на него каскад высококачественных услуг. Хотя на практике никто, конечно, за бюджетную подачку в 20-30 рублей в месяц на обслуживаемую душу воевать не будет — себе дороже.
Если посмотреть на проблему сельских школ-интернатов с этой стороны, то, похоже, Минпрос пытается за счет сохранения для них сметного финансирования хоть какую-то часть сельских детей научить читать и писать. А что собирается делать Минздрав с поликлиниками и больницами не только в селах, но и в райцентрах, где подушная бюджетная плата не окупит зарплаты участковых терапевтов? Стремление, даже искреннее, вытащить хоть что-нибудь из пожара вместо того чтобы отнять спички у поджигателя, вызывает смешанные чувства. Уж очень это похоже на желание придать геноциду человеческое лицо.
Судьба объектов социальной сферы никого в правительстве не волнует. Как не волнует их вопрос, могут ли прожить 15 млн. бюджетников на зарплату ниже прожиточного минимума. В бюджете, видите ли, денег нет. А что вы, господин Касьянов и господин Кудрин, сделали, чтобы они в нем были? Вы даже собрать то, что плывет в руки не можете. Вот в I полугодии 2003 г. прибыль предприятий и организаций выросла на 76%, а поступления налога на прибыль в консолидированный бюджет только на 8%. Приоритет бюджетного профицита над полуголодным существованием учителя, по крайней мере, безнравственен.
Какой-нибудь либерал-реформатор в очередной раз цинично посетует, что школы и больницы не вписались в рынок. При обострении ситуации федеральный центр найдет козлов отпущения в регионах: им, де, все деньги выделены полностью, а они их растранжирили.
Заподозрить авторов реформы социальной сферы в злом умысле побуждают следующие обстоятельства. Главным источником средств для социальной сферы является ЕСН (единый социальный налог). До его превращения в налог работодатели производили отчисления в Пенсионный фонд по ставке 28 процентов, в Фонд социального страхования 4 процента и в Фонд обязательного медицинского страхования 3,6 процента. Из-за неполной собираемости и регрессивной шкалы вместо 35,6% фактический размер ЕСН нынче чуть превышает 30 %.
Не только Минфин считает социальные деньги своей законной добычей (налог). Работодатель тоже уверен, что налог на зарплату — посягательство на его личный доход. Лидеры РСПП идут в атаку под лозунгом: высокие налоги душат производство и тормозят экономический рост. Они требуют снизить ЕСН до 16–18 процентов, так как действующая ставка, дескать, заставляет их прятать зарплату от налогообложения.
Господа из правительства и от бизнеса забывают, что отчисления на социальные нужды, как и зарплата, являются частью затрат на воспроизводство рабочей силы, а следовательно, принадлежат работнику, передающему часть своей зарплаты на пенсии, как эстафету от поколения к поколению.
Прежде чем принимать окончательное решение о снижении ЕСН, депутатам стоило бы все хорошо взвесить. Но, похоже, что высокий профессионализм министров и не менее высокая ответственность депутатов перед своими избирателями, позволят сделать очередной подарок собственнику из кошельков работающего населения.
Обращает на себя внимание возрастающая напористость правительства в реализации «непопулярных» проектов. После гайдаровского шока и чубайсовской приватизации масштабные выворачивания карманов основной массы населения стали возможны после установления контроля над думской машиной голосования. Правительство целенаправленно освобождает себя от какой-либо ответственности в социальной сфере и перекладывает весь гнет своей бездарной деятельности на население, играя в поддавки с олигархами. Проправительственное большинство активно этому содействует.
Постоянное ужесточение для населения условий реформы ЖКХ, замораживание на неопределенный срок зарплаты на уровне прожиточного минимума — эти и другие факты свидетельствуют о переоценке своей неуязвимости авторами антисоциальных решений. Особого внимания в этом плане заслуживает реформа пенсионной системы.
Пенсионная реформа без ретуши
Шум, поднятый пишущей братией вокруг осложнений с началом «накопительного» этапа реформы, скрывает более серьезные проблемы, грозящие обернуться серией грандиозных скандалов и резким ростом социальной напряженности.
Сегодня не так важно то, что хотели авторы пенсионной реформы, как то, что из нее получилось. Нынешнюю пенсию разделили на три части. На первую часть — базовую имеют право все граждане со стажем работы более 5 лет. Ее уровень приравнивается к МРОТ. Это все, что осталось от ответственности государства за пенсионное обеспечение граждан. Вторая часть — страховая и третья – накопительная зависят от стажа и зарплаты за время трудовой деятельности.
Первые выплаты накопительной части начнутся в 2013 году, так как персональные счета были заведены на всех наемных работников, которым до выхода на пенсию оставалось 10 лет и более.
Раздел пенсии и привязка ее основной части к зарплате выгоден для авторов реформы. Требовать человеческих условий жизни у власти будут не 38 млн. одинаково обездоленных пенсионеров, а разобщенная масса, от которой чиновник может отмахнуться утверждением: сколько заработал за трудовой период столько и получаешь.
В лучшем, но отнюдь не хорошем положении окажутся работники экспортных отраслей с высоким уровнем зарплаты. Минфин, выплачивая одинаковую базовую пенсию медсестре и нефтянику, «зарабатывает» на последнем в несколько раз больше. Работников бюджетной сферы, сельского хозяйства, легкой промышленности после тяжелой и бедной жизни в период работы ждет нищенская старость при выходе на пенсию. У большинства из них послереформенная пенсия будет ниже прожиточного минимума пенсионера.
В результате реформы путь пенсионных денег усложнился, а доходить до кармана пенсионера их стало меньше. Пенсионные деньги в ЕСН делятся поровну между бюджетом и Пенсионным фондом. Затем бюджет выделяет Пенсионному фонду часть полученных пенсионных денег для выплаты базовой части, а Пенсионный фонд из своей половины пенсионной части ЕСН выплачивает страховую часть пенсии и формирует накопительные счета ныне работающих.
В настоящее время сумма пенсионных накоплений составляет примерно 80 млрд. рублей в год. Эта сумма будет постоянно увеличиваться за счет замещения работников старших возрастов молодежью и роста зарплаты. За 10 лет объем пенсионных накоплений составит примерно 1800 млрд. рублей.
Как сказано выше, первые «пенсионеры-накопители» появятся в 2013 году. До этого срока пенсионные накопления будут «крутиться» якобы в интересах пенсионеров. Этим выгодным делом кроме государства будут заниматься 55 частных компаний, отобранных на некоем подобии конкурса. При «ограниченной» ответственности им будет причитаться или 1,5 процента от оборота или 15 процентов от прибыли. Они уже подсчитали, что при оседании на накопительных счетах громадных средств их доходы будут исчисляться десятками и сотнями миллионов долларов. Скоро на телеэкранах вновь появится Леня Голубков, зазывающий обладателей накопительных счетов в тот или иной НПФ.
Прочитав о будущей халяве для НПФ, вы можете подумать, что от таких денег озолотятся и будущие пенсионеры с накопительными счетами. Не будьте наивными. Первые пенсионеры-накопители 2013 года в сумме с накопительной добавкой будут получать пенсию меньше, чем дожившие до того года дореформенные пенсионеры.
Оставим чертыхающихся будущих пенсионеров и вернемся к зигзагам социальной политики правительства. Первое, что обескураживает, это прямая аналогия накопительной пенсии с добровольно-принудительными подписками на советские займы развития народного хозяйства. При этом следует отметить, что система советских займов была намного человечнее. Она была защищена от инфляции стабильностью розничных цен, гарантировалась государством, а не пенсионными мавродиями. Облигации в отличие от пенсионных накоплений передавались по наследству и могли быть проданы с уценкой против номинала.
Второе, не менее выдающееся достижение пенсионных реформаторов — превращение самой обездоленной категории населения в инвесторов. Экономика задыхается и ветшает без инвестиций. Происходит это не от отсутствия финансовых ресурсов, а от отсутствия выгодных проектов в стране массовой нищеты. Деньги олигархи вкладывают за пределами страны не потому, что их задушили налоги, а потому, что там они будут приносить доход. На смену вывозимым деньгам олигархов придут рубли пенсионеров.
Есть еще и третье, и четвертое и т. д. Упомянем лишь, что НПФ смогут вкладывать пенсионные деньги только в ценные бумаги. Прямы инвестиции в конкретные объекты запрещены. Рынок же ценных бумаг, государственных и корпоративных, перенасыщен деньгами портфельных инвесторов. Приход на этот рынок дополнительно сотен миллиардов рублей его просто развалит.
Минфиновская лиса в пенсионном курятнике
Минфину все равно на ком экономить — на новой технике для армии, или на пенсионерах... Поскольку на сегодня условно гарантированная базовая часть составляет лишь 40 процентов от средней трудовой пенсии, то у Минфина «застревает» часть пенсионных денег. Эта часть составляет ни много ни мало примерно 3 процентных пункта ЕСН. По имеющимся расчетам, до пенсионеров к 2020 году, то есть за 17 лет, не дойдет в общей сложности примерно 8 триллионов рублей.
Вряд ли задержка с рассылкой извещений была вызвана стремлением правительственных чиновников заполучить в дополнение к «экономии» на базовой части пенсии все пенсионные накопления. Будущие пенсионеры не так наивны, как пенсионеры со стажем и понимают, что доверить их государству вряд ли надежнее, чем НПФ. Негосударственные пенсионные фонды могут исчезнуть вместе с пенсионными накоплениями задолго до начала первых выплат, а это 2013 год. Государство тоже не скрывает, что намерено поживиться за счет будущих пенсионеров. Зачем Минфину пенсионные деньги — откровенно говорится в проекте программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2004 год. Прежде всего, денежки пенсионеров будут направлены на выплаты МВФ, «лондонскому» и «парижскому» клубам (замена внешнего долга внутренним). Во-вторых, «длинные» пенсионные деньги будут использованы для конвертации краткосрочных долговых обязательств в 10-ти – 20-тилетние. В-третьих, что еще важнее,— удешевить внутренний долг. При отсутствии привлекательных объектов вложения и перенасыщенности финансового рынка избыточными ресурсами (в стабилизационном фонде Минфина и на корсчетах коммерческих банков в Центральном банке сотни миллиардов рублей свободных денег) доходность государственных ценных бумаг упала до 6-8% годовых.
В проекте закона о бюджете Пенсионного фонда на следующий год прирост пенсионных накоплений обнаружить не удалось. Согласно приложению 6 к проекту закона, пенсионные накопления не только обесцениваются за счет инфляции, но и проедаются в системе пенсионного администрирования. Так, средства пенсионных накоплений 2002 года, переданных в доверительное управление в сумме 37,6 млрд. рублей по состоянию на 1 января 2005 года составят только 33,3 млрд. рублей, а средства пенсионных накоплений 2003 года уменьшатся за год с 51,3 до 48,2 млрд. рублей. И это без учета инфляции.
Это означает, что каждые 1000 рублей пенсионных накоплений в государственной системе похудеют в следующем году на 150-170 рублей, еще через год инфляция уменьшит покупательную способность накоплений на такую же величину и так далее до 2013 года. К тому времени, когда придет время получать накопительную надбавку, новоявленному пенсионеру скажут – извините, но «вас тут не стояло».
В дополнение к этому, следует отметить, что в 2004 году в Пенсионный фонд поступит еще 80,8 млрд. рублей пенсионных накоплений 2004 года. В среднегодовом исчислении сумма свободных средств составит примерно 40 млрд. рублей, однако доходы от их временного использования в размере 2,5 – 3 млрд. рублей в проекте «потерялись».
Декорацией для пенсионной реформы служила гипотеза, что работник будет заинтересован в легальной зарплате, так как с нее производятся отчисления в накопительную пенсию. Минфин со своим стремлением к пустому накопительству эту гипотезу опровергает. Даже тугодумы, после того как узнают, на сколько усыхают их будущие пенсии, придут к работодателю и скажут: платите нам как у людей - в ведомости – МРОТ (минимальный размер оплаты труда), а остальное - в конверте. И вам выгодно, и нам лучше не ждать 20-40 лет, когда новый министр финансов на горе свистнет. К тому же реформам нет конца, вон реформу ЖКХ с третьего захода Чубайсу отдали. А дефолт, а вклады советских времен в Сбербанке? В кармане-то оно надежней.
Взрыватель тикает.
Скоро грохнет
Господин Зурабов в одном из многочисленных интервью несколько месяцев назад заявил, что в части извещений будут стоять нули, так как не все работодатели перечислили деньги на накопительные счета. Секрета он не раскрыл, так как, по отчетным данным Госкомстата, перманентная просроченная задолженность предприятий и организаций по заработной плате составляет примерно 30 млрд. рублей, а по платежам во внебюджетные фонды колеблется в пределах 220-250 млрд. рублей. Надо думать, что в этой сумме на накопительную часть пенсий за прошлый год приходится 7-10 млрд. рублей. При среднем прогнозируемом размере годовых накоплений 1000 рублей на душу, обнулеванных будущих пенсионеров может оказаться около 10 млн. человек, или каждый четвертый из 38 – 40 миллионов потенциальных накопителей. Господин Починок за несколько недель до окончания рассылки извещений признал, что пустышки вытянут 8 млн. человек.
Пока граждане не столкнутся с этой реальностью, они, убаюканные красноречием Зурабова, могут даже поддерживать пенсионную реформу. А столкнувшись, начнут думать, кто умыкнул их денежки и как заполучить их обратно. Правительственные чиновники дают наводку – работодатель не перечислил. Позвольте, возмутятся многие работодатели, мы не платим в соответствии с решениями правительства.
Касьянов с Кудриным, проводя очередную реструктуризацию задолженности частных компаний по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (злые языки говорят, что в число прощеных должников входят и естественные монополии), думали о чем угодно, но только не о будущих пенсионерах и их накоплениях.
Реакция обманутых граждан может принять разные формы. Одни по примеру пенсионеров, пересылавших правительству переводами 30 рублей пенсионной надбавки, пошлют пустые извещения в Кремль. Другие обратятся в суд. А кому адресовать иск? Пенсионному фонду? Но к нему деньги действительно не пришли. Правительству? Но оно отвечает только за оплату внешних долгов.
В России за все отвечает только Президент. Видимо, влиятельной части правящей элиты, проводящей курс Ельцина и Гайдара, популярность Путина у населения и его стремление к проведению осмысленной политики очень не нравится. Подтверждений этому множество. Правительство откровенно игнорирует указания о необходимости ускорения экономического роста и борьбы с бедностью. Президентские выборы состоятся на пике отопительного сезона, однако вместо необходимых денег на подготовку к зиме вводится уголовная ответственность стрелочников за аварии. В этот же список ложится «свинья» с накопительными пустышками. Пустышки осчастливят примерно 15 млн. избирателей (включая домочадцев) как раз к выборам в Думу, а очереди в суды выстроятся перед выборами Президента России.
|