В настоящее время «Газпром» ведет переговоры с крупнейшей китайской энергетической компанией о строительстве двух газопроводов с пропускной способностью до 60 млрд. куб. метров газа в год.
Как заявил зампредседетеля правления «Газпрома», генеральный директор ООО «Газэкспорт» Александр Медведев, переговоры с крупнейшей в КНР Китайской национальной нефтяной компанией (КННК) нацелены на достижение договоренности относительно того, какая из двух предлагаемых трасс трубопровода является наиболее предпочтительной, а также по вопросам согласования графика поставок газа в Китай.
КННК быстрыми темпами завоевывает себе лидирующее положение также и в газовом секторе страны.
Трассы двух трубопроводов для транспортировки природного газа предполагается проложить из восточносибирского региона России на северо-восток или на запад Китая через провинцию Ксиньянг с последующей врезкой в существующую сеть газопроводов.
«Нам не нравится, когда введенные в эксплуатацию трубопроводы простаивают из-за недозагрузки ... поэтому для нас важно решить, какому из двух проектов следует отдать приоритет», - подчеркнул А. Медведев. Он также отметил, что российская и китайская стороны будут полностью отвечать за строительство соответствующих участков газопровода на территории своих стран.
Вместе с тем он добавил, что российская компания была бы в принципе заинтересована в осуществлении инвестиций в инфраструктуру Китая, в том случае, если правительство КНР даст на это согласие. «Как показывает наш европейский опыт, - отметил глава «Газэкспорта», - владение объектами инфраструктуры за рубежом имеет решающее значение в деле обеспечения стабильности поставок». Несмотря на то, что А. Медведев отказался обсуждать подробности сделки, цена на поставляемый газ, безусловно, будет занимать центральное место на всех этапах переговоров.
«Газпром» и ряд других иностранных компаний вышли из состава участников проекта китайской компании «ПетроЧайна» по строительству трубопровода «Запад-Восток» из-за возникших между сторонами разногласий по вопросу о цене на газ, а также нежелания китайской стороны разрешить иностранным участникам иметь свою долю в этом проекте.
Между тем «Газпром» в сделке с КННК имеет намного более крепкие позиции, чем в проекте с «ПетроЧайна», поскольку в данном случае он выступает в качестве владельца залежей газа.
По словам А. Медведева, «Газпром» будет также рассматривать возможность поставок в будущем сжиженного природного газа в КНР с Сахалинского месторождения, и проявляет интерес к инвестированию в генерирующие электрические мощности страны.
Ричард Макгрегор
"The Financial Times" - Inosmi.ru
Япония, обеспокоенная тем, что львиная доля нефтегазового экспорта из Сибири стоимостью 18 млрд. долларов в год достанется Китаю, будет добиваться от российского президента Владимира Путина ускорения планов по строительству нефтепровода в Японию.
Россия сначала построит трубопровод из Восточной Сибири в Китай, а затем ветку, выходящую на побережье Тихого океана недалеко от Японии, заявил Путин. "Газпром" отдаст Китаю приоритет в азиатских продажах, заявил заместитель генерального директора компании Александр Медведев.
Речь идет о нефти, которой Японии хватило бы на девять лет, и газе, которым можно было бы обеспечивать потребности страны семь десятилетий. В ноябре, когда Путин приедет в Токио, Япония планирует добиваться строительства сибирского нефтепровода стоимостью 11,5 млрд. долларов на Тихоокеанское побережье, а не в Китай.
"Общая ситуация благоприятнее для Китая, чем год назад, – заявил Кан Ву, научный сотрудник аналитического центра "Восток-Запад" в Гонолулу. – В ближайшие 10 лет Китаю понадобится гораздо больше нефти, а японский спрос, как известно, стабилен".
В настоящее время Россия отправляет в Европу значительную часть экспорта нефти и газа, общая стоимость которого составляет 100 млрд. долларов в год. В прошлом году Япония получила из России менее 1% потребляемой нефти, при этом Россия обеспечила 8,8% китайского импорта. В настоящее время ни одна из азиатских стран не покупает газ в России, обладающей самыми большими резервами этого вида топлива.
Японское министерство торговли заявило, что Путина попросят вернуться к предложению Японии профинансировать строительство трубопровода на побережье Тихого океана и помочь в освоении сибирских месторождений. В число компаний, планирующих освоение восточносибирских месторождений, которые будут питать новый трубопровод, входит "Роснефть".
Китай обогнал Японию в 2003 году и стал вторым после США крупнейшим потребителем нефти. У России имеется 18 млрд. баррелей неосвоенных запасов нефти и 196 триллионов кубометров газа в Восточной Сибири и на Сахалине. Китай получит две трети из 30 млн. тонн нефти, которую Россия планирует экспортировать в Азию в течение четырех лет, заявил Путин. Остальная уйдет на тихоокеанские рынки, в число которых входит Япония. По нынешним ценам стоимость этой нефти составит около 13 млрд. долларов в год.
"Роснефть", крупнейший поставщик российской нефти в Китай, дала компании China Petroleum & Chemical 25% в проекте по освоению нефтяных и газовых месторождений у побережья Сахалина. "Роснефть" и китайская компания, известная как Sinopec, договорились о создании совместного предприятия для работы над проектом "Сахалин-3".
В октябре Россия объявила, что возможно заморозит проекты строительства двух трубопроводов к Ледовитому океану, которые могли бы обеспечить поставки в США, и сосредоточиться на увеличении продаж нефти в Китай и другие азиатские страны.
"Китай и соседние страны будут бороться друг с другом за энергетические ресурсы, – заявил в сентябре Дай Янде, заместитель генерального директора Института энергетических проблем при Национальной комиссии по развитию и реформе, органе, который занимается в Китае экономическим планированием. – Китайский спрос велик, но в пересчете на душу населения он значительно отстает от развитых стран".
Средний американец ежедневно потребляет в 13 раз больше нефти, чем средний китаец.
По оценкам, китайский спрос в 2005 году увеличится до 6,7 млн. баррелей в день. Доля, которую покрывает импорт, увеличилась примерно до 44%. В Японии потребление упало до 5,3 млн. баррелей в день по сравнению с пиком, составившим в 1995 году 5,8 млн.
Китаю потребуется более 10 млн. баррелей сырца в день к 2030 году, когда количество автомобилей увеличится на 100 млн.
Визит Путина в Токио дает Японии возможность добиваться усиления своей роли, считает Цутому Таиси, главный экономист японского Института энергетической экономики. В 2003 году страна предложила России выгодный кредит в 7 млрд. долларов в обмен на тихоокеанский трубопровод. Япония добивается от России строительства трубопровода протяженностью 4,1 тыс. километров, идущего в бухту Перевозная вблизи Находки. Из заявлений Путина следует, что China National Petroleum и другие компании, пользующиеся поддержкой китайского правительства, первыми получат нефть, которая пойдет по трубопроводу протяженностью 2,4 тыс. километров в Дацин через Сковородино.
"Маловероятно, что Япония станет финансировать трубопровод до Сковородино, – заявил Таиси. – Транспортировка сибирской нефти в Китай экономичнее, а продажи гарантированы тем, что получателем является государственная компания. Если направлять нефть в Находку, есть риск, что частные компании ее не купят".
Гектор Фостер
International Herald Tribune, CША - Inopressa.ru