ООО «Право и Консультации»
В настоящее время идет активное очищение Москвы от рекламных конструкций. Инициаторы акции объясняют это необходимостью улучшения и восстановления архитектурного облика столицы. Но в любом деле необходимо соблюдать определенный баланс интересов, руководствуясь правом. Это тем более важно в социально ориентированном государстве, целью которого является забота о гражданах и соблюдение законности при принятии решений.
В последнее время в Москве действительно возросло засилье рекламы на улицах, поэтому сокращение количества конструкций необходимо, особенно крупноформатных. Но удивляют методы «чистки». Сейчас в Арбитражном суде Москвы находятся десятки исков по этому поводу.
Каким образом в Москве расправляются с наружной рекламой? Постановлением Правительства Москвы № 319-ПП от 19 июля 2011 года были внесены изменения в соответствующее Постановление Правительства города Москвы от 21 ноября 2006 г. № 908-ПП. В нем говорится, что в целях сохранения внешнего архитектурного облика города и обеспечения безопасности дорожного движения установка и эксплуатация объектов наружной рекламы и информации над проезжей частью дорог и улиц не допускается.
Не допускается также размещение на территории города объектов наружной рекламы типа транспарантов-перетяжек, объектов наружной рекламы и информации на стационарных и временных оградах, строительных сетках, а также на фасадах, в том числе торцевых и дворовых, зданий, строений и сооружений.
Спрашивается, а можно ли запретить определенные виды рекламных конструкций нормативно-правовым актом субъекта РФ?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся разобраться, к каким отношениям относится данный вопрос – гражданским или административным, и определим, относится ли данный вопрос к исключительному ведению РФ (ст. 71 Конституции) или находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции). Обратим также внимание, что даже в случае административных отношений законы и иные нормативные правовые акты субъектов издаются в соответствии с федеральными законами (ст. 76 Конституции РФ).
Вопросы размещения рекламных конструкций относятся к гражданскому и административному праву. Так, выдача разрешений на установку – это административные отношения органов власти и предпринимателей, а установка и эксплуатация рекламных конструкций - отношения договорного характера, которые регулируются нормами гражданского законодательства. При этом согласно Федеральному закону «О рекламе» порядок действий таков: сначала заключается договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (чисто гражданские отношения, отнесенные к исключительной компетенции РФ), а затем на его основе выдаются разрешения на установку.
Порядок выдачи разрешений установлен нормами закона «О рекламе», а также может регулироваться законами и нормативными актами субъектов РФ, принятыми в соответствии с положениями этого федерального закона. Перечень оснований для отказа регламентирован ч. 15 ст. 19 закона «О рекламе».
Этот же закон регламентирует исчерпывающий перечень оснований для аннулирования выданных разрешений. В их числе нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Однако, ввиду отсутствия запрета, установленного гражданским законодательством на определенные виды рекламных конструкций, запрет актом субъекта РФ установки определенных видов рекламных конструкций, пусть даже в связи с нарушением внешнего облика застройки, неправомерен.
Таким образом, первичны в данном случае отношения гражданско-правового характера, регулируемые исключительно на уровне федерального законодательства. Гражданским правом регулируются договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (ст. 19 закона «О рекламе»), и, соответственно, любое ограничение по видам объектов должно быть указано в федеральном законе (ст.129 ГК РФ). Поэтому непонятно, как орган исполнительной власти, призванный защищать право и законность граждан, расторгает договора в одностороннем порядке, а также использует любую возможность для аннулирования выданных разрешений.
Спрашивается, а не банальный ли это передел рекламного рынка?
реклама, рекламные конструкции