Научная молва приписывает Альберту Эйнштейну определение образования – это то, что остается, когда забудешь все, чему тебя учили в школе. Можно представить себе сей сухой остаток в виде кристалла с гранями, отшлифованными предметным знанием, и закрепленного в оправу общественно-исторического опыта, усвоенного в процессе обучения и воспитания.
Господствующая ныне точка зрения сводит образование к совокупности знаний – информации, и по желанию ученик может ее приобрести как платную услугу.
Операция на живом организме без наркоза скальпелем ЕГЭ системы “школа – вуз“ с резекцией литературы, как и в XVIII веке Карлу Линнею, помогла установить нервный центр, отвечающий за жизнеспособность всего организма образования. «Краткий итоговый аналитический отчет о результатах проведения единого государственного экзамена в 2010 году (май-июнь 2010 года)», представленный Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) в Рособрназор, явился гимном во славу традиционного русского литературного образования. Анализ выявленных проблем и недостатков ЕГЭ подтвердил гипотезу о ведущей системной роли литературы и русского языка для качественного усвоения всех без исключения предметов школьной программы.
В первом за десятилетие исследовании результатов эксперимента ЕГЭ ученые ФИПИ показали, что без основного источника общественно-исторического опыта поколений - литературы, ставшей сегодня необязательным, второсортным предметом, мыслительный процесс школьников неумолимо затухает. В отчете отмечается, что «сформированность лингвистической компетенции» достигается речевой деятельностью в конкретной ситуации общения. При этом выразительность речи, её эстетический аспект зависят от содержания понятий, смысл которых передается с помощью языка.
Аксиома: бедность понятийного аппарата не позволяет формировать навыки аналитической работы над текстом, нарушает логику развития мысли при интерпретации и комментариях содержания текста и его проблематики.
Не секрет, чтобы получить «представление о многофункциональности языкового явления и приобрести способность осознавать эстетическую ценность высказывания» необходима интеграция дисциплин филологического цикла и других школьных предметов. Препятствием этому служит традиция автономного, без межпредметных связей, изучения русского языка.
Камнем преткновения в изучении точных дисциплин выступает не слабое усвоение отдельных понятий, а затруднения при объяснении учеником физических явлений, неумение устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами содержания. Тестовый подход ЕГЭ показал, что наиболее сложными для экзаменуемых оказались задания с развернутым ответом по физике и информатике.
В математике имеются проблемы не только вычислительного характера, но и связанные с недостатками в развитии пространственных представлений, общекультурных и коммуникативных математических умений, неформальным пониманием смысла производной функции и методов математического анализа. Можно вспомнить о гении теоретической физики Ландау, переводившем сложнейшие модели процессов на доступный язык общения. Недостатки общей математической подготовки влияют на усвоение информатики и обучение программированию.
Чтение без понимания прочитанного, формализм языка, особенно опасны для будущих математиков со специфическим восприятием мира через подсознание, абстрактные символы, цифровые коды и системы координат. Из программистов с «двоичной системой мышления» выходят хакеры и авторы компьютерных вирусов - разрушители творений математиков-интеллектуалов.
Умение читать означает уметь думать, понимать прочитанное, соотносить имеющиеся представления с возникающими образами. Мина, заложенная нейтрализацией литературы, обернулась сегодня неспособностью овладеть навыком чтения из-за нарушений церебральных процессов.
В романе Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» приводится легенда о манкуртах - это рабы, чья историческая память стиралась по изуверской технологии. Они забывали все - родных, традиции, теряли все человеческие чувства и нуждались только в удовлетворении своих органических потребностей и инстинктов. Манкурт ценился гораздо выше других невольников и даже соплеменников преданностью хозяину, способностью слепо и безропотно выполнять тяжелую, нудную работу. Сегодня по его лекалам кроится образ “юзера” – пользователя.
Разрушить ядро содержания образования проще, чем вырвать у манкурта историческое сознание. Требуется всего лишь убрать из системы образования ее оправу – воспитание, и неиссякаемый источник общественно-исторического опыта – литературу, без чего формирование и подготовка личности к общественной жизни, производительному труду, выбору профессии становится невозможной.
Манкурт в легенде Айтматова стоит выше нынешних, которые стараются забыть прошлое по собственной воле для оправдания своих ошибок и преступлений. Встреченные обществом в штыки стандарты и законопроект «Об образовании в РФ» призваны сформировать манкуртов - физически здоровых «граждан мира» с элементарными навыками техники безопасности и свободой выбора самого легкого из трех уровней изучения предметов – интегрированный, базовый и профильный. Так уж сложилось исторически: создание комфортных условий в жизни разрушает до основания ядро образования, рождает больное поколение с деформированной психикой, неспособное защитить себя и свою страну.
«Конечная цель любой деятельности по решению проблем просвещения состоит в повышении способностей, инициативы и культурного уровня, и, вместе с тем, уровня выживания всего общества. И когда общество забывает об одной из этих составляющих, оно уничтожает своими собственными средствами просвещение» – писал в 1990 году Рон Хаббард. В наши дни пророчество американского писателя, гуманиста и просветителя находит опасное подтверждение в России.
Олег Сергеев,
кандидат технических наук,
эксперт Всероссийского фонда образования
стандарты образования, ЕГЭ