Для любознательных деятельность федеральных органов исполнительной власти наконец-то стала почти прозрачной - достаточно зайти на их официальные сайты в Интернете и вы получаете интересующую вас информацию. Тогда почему я написала «почти»? Дело в том, что сплошь и рядом встречаются странные, вызывающие недоумение данные и сообщения, которые нельзя понять, даже призадумавшись.
Допустим, вы заинтересовались, как обеспечивается государством биологическая безопасность вашего здоровья или здоровья всех граждан Российской Федерации. В частности, это обеспечивается регулярной вакцинацией населения страны от 23 самых отвратительных и опасных инфекционных болезней, причем иммунизация от 10 из них входит в Национальный календарь профилактических прививок.
Однако из материалов Минздравсоцразвития и Роспотребнадзора вы не получите однозначного ответа, все ли у нас в порядке в этой сфере. Так, вы узнаете, что на территории страны выполняются работы в рамках ФЦП по обеспечению биологической безопасности населения, но не сможете понять какие же результаты достигнуты «за первые три года последней пятилетки».
Не сможете также найти объяснение, почему в программе практически не уделяется внимания созданию новых вакцин и других лекарственных средств для борьбы с возбудителями инфекционных болезней, хотя число инфекционных больных в последние годы остается почти неизменным, достигнув 40 миллионов человек. Вас даже постараются убедить, что есть государственная программа «Вакцинопрофилактика» и готовится ФЦП по развитию фармацевтической промышленности, а в них-то и должны быть учтены указанные разработки. Однако такого в этих программах пока не предусмотрено.
Я давно изучаю проблемы биологической безопасности и эпидемиологии и чаще всего выхожу на официальные сайты Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Чтобы разобраться с организацией государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения защиты граждан от инфекционных агентов и плохих пищевых продуктов, вкратце поделюсь с некоторой любопытной информацией, найденной мною на сайте Роспотребнадзора.
По данным отечественных эпидемиологов, ситуация с заболеваемостью вирусным гепатитом В остается в стране весьма напряженной. Как и 15 лет назад, более 3 млн. человек инфицированы указанным вирусом. Ликвидировать этот «источник» инфекции путем лечения хронических носителей вируса чрезвычайно трудно, если вообще возможно. Ученые пришли к выводу, что стратегически необходимо вести вакцинацию людей, еще не заболевших гепатитом В. И вести ее до тех пор, пока в популяции незаболевших не будет сформирована так называемая иммунная прослойка. И чем быстрее и больше будет становиться эта прослойка, тем лучше.
По опыту других стран для эффективного противодействия заражению людей вирусом гепатита В нужно привить не менее 75 процентов населения. Тогда заболеваемость острым гепатитом уменьшится до спорадических случаев (1-3 случая на 100 тысяч человек).
Население Российской Федерации прививают от гепатита В без малого 15 лет. Вначале за неимением средств вакцинировали только детей, затем подростков и медицинских работников из групп риска.Масштабы вакцинации возросли, начиная с 2005 года, когда на реализацию нацпроекта «Здоровье» было приказано дать деньги. Каково же на сегодня истинное число привитых и скольких еще жителей нашей страны необходимо привить, мне пока узнать не удалось, чему виной противоречивость данных в официальных документах, вывешенных на сайте Роспотребнадзора.
В феврале прошлого года в интервью «Российской газете» главный государственный санитарный врач и руководитель Роспотребнадзора Г. Г. Онищенко сообщил, что в 2006 году от гепатита В привито 10 млн., в 2007 году - 15 млн., в 2008 году – 13 млн. и в 2009 году запланировано привить 6 млн. человек. На вопрос «почему только 6 млн.?», последовал ответ: «Да потому, что практически исчерпаны контингенты, которые надо прививать. И эти шесть миллионов прививаются сверх национального проекта, за счет резерва». Итак, по информации Г. Г. Онищенко .на начало 2010 года в стране должно было быть привито от гепатита В не менее 44 млн. человек.
Согласно протоколу заседания итоговой коллегии Роспотребнадзора от 26 февраля 2009 года, «в 2008 году привито против вируса гепатита В около 29 миллионов детей, подростков и взрослых в возрасте 18-55 лет, не болевших и ранее не привитых. Иммунизация населения против гепатита В будет продолжена в 2009 году – планируется привить свыше 6 миллионов человек взрослых в возрасте 18-55 лет, а также завершить иммунизацию 9 миллионов человек, не получивших прививки своевременно в 2008 году в связи с поздним поступлением» (очевидно, вакцин - прим. автора)».
Вот вам и новые странные данные. То, что «ранее не привитых», верю. А вот насчет «не болевших», не верю, т.к. до вакцинации этот факт, если и проверялся, то со слов прививаемых или по их медицинским картам. При этом не учитывается, что до 65 процентов заразившихся вирусом гепатита В могли болеть в скрытой (безжелтушной) форме и даже не знать о своей болезни.
Согласно протоколу селекторного совещания в Роспотребнадзоре от 12 марта 2010 года, «к августу 2009 года было привито 12,8 млн. человек, подлежащих прививкам в 2008 году; а «к концу 2009 года было привито 3,33 млн. детей и взрослых, что составило 47,6% от планируемого объема прививок на 2009 год». Согласно этому же протоколу, «в 2009 году завершили иммунизацию 42,1 млн. человек, а не имеют завершенного курса иммунизации против гепатита В и подлежат прививкам 19, 8 млн. человек. В 2010 году предполагается привить 5,7 млн. человек. Таким образом, к 2011 году останутся не привитыми около 14,1 млн. человек».
Прошло четыре месяца, и из протокола селекторного совещания у руководителя Роспотребнадзора от 20 июля 2010 года я узнала, что «с учетом переболевших и носителей вируса гепатита В, до настоящего времени не имеют завершенного курса иммунизации против гепатита В и подлежат прививкам 32 млн. чел. В результате иммунизации запланированных на 2010 год контингентов, к началу 2011 года по стране останутся не привитыми около 28,5 млн. человек. При анализе охвата прививками против гепатита В взрослых в возрасте 18-59 лет установлено, что на 01.07.2010 года по стране в целом привито 45 млн. взрослых (54% от численности данной возрастной группы)».
Таким образом, исходя из перечисленного выше, мы должны увериться, что на 1 июля текущего года в Российской Федерации привито от гепатита В от 40 до 45 млн. человек. Искренне надеюсь, что вы, уважаемые читатели, среди этих миллионов. Но вот относительно того, сколько наших сограждан, не болевших гепатитом В, останется не привитыми к началу 2011 года - 14,1 млн. человек или 28, 5 млн. человек, остается пока неясным.
Чтобы уменьшить недоверие к противоречивым данным протоколов совещаний в Роспотребнадзоре и выбрать из них те, которые кажутся более близкими к истинным, я прикинула количество доз вакцин против гепатита В, приобретенных централизовано за период с 1999 года по 2010 год, и разделила его на три, чтобы найти вероятное число привитых по полному циклу за этот период. Увы, полученное мною количество закупленных доз вакцин и, следовательно, число ими привитых существенно не совпали с данными статистиков Роспотребнадзора. Мне не удалось получить два взаимосвязанных числа: 135 млн. доз вакцины и 45 млн. привитых. Что-то я, наверное, не учла.
Спрашивается, а кому еще, кроме меня и статистиков федеральных и региональных органов здравоохранения, нужно знание о числе привитых от гепатита В? Ответ прост: отечественным предприятиям, выпускающим вакцины против гепатита В и поэтому полностью зависящим от государственных заказов.
Пока по прогнозу Минздравсоцразвития, до 2012 года промышленность знает, что необходимо изготовить. Однако конкретные предприятия до проведения этим министерством аукционов на поставку продукции для государственных нужд не знают в каких количествах будет востребована их продукция. А что прикажете им делать, когда всех запланированных к вакцинации привьют от гепатита В?
Да, часть промышленных мощностей будет сохранена для выпуска детских вакцин, в том числе комбинированных, и, возможно, для выпуска вакцин с целью ревакцинации привитых, но с низким поствакцинальным иммунитетом. Остальные мощности нужно будет перепрофилировать. Но когда это должно случиться, что потребуется выпускать, сколько для этого потребуется средств и кто будет платить за перепрофилирование? Так что знать, сколько людей еще требуется «допривить» вакциной против гепатита В и за какой период, важно не только для Минздравсоцразвития, но и жизненно необходимо для отечественной фармацевтической промышленности.
После знакомства с победными реляциями, то бишь протоколами Роспотребнадзора, радостную оторопь вызывает тот факт, что, привив всего около трети населения страны, наши органы здравоохранения за неполных 12 лет добились снижения усредненных показателей заболеваемости гепатитом В с 43,3 человек на 100 тыс. населения до 2,7 человек на все ту же численность. И это произошло вопреки тому, что согласно одному протоколу Роспотребнадзора на протяжении ряда лет в 13 или 18 регионах страны охват вакцинацией возрастной группы 18-59 лет был менее 40%, а согласно другому - в 16 или 20 регионах - от 40 до 50% от численности этой же возрастной группы (расхождение в числе регионов и их названиях связано с тем, каким протоколом Роспотребнадзора мы воспользуемся).
Особенно поражают преданные огласке на совещаниях в Роспотребнадзоре темпы уменьшения заболеваемости острым гепатитом В в последние полтора года: в 2009 году по сравнению с 2008 годом – на 33 %, а за первую половину текущего года по сравнению с прошлым годом – еще на 20,2 %. Кстати, следует особо возгордиться за наших борцов с инфекционными болезнями, так как в других странах для снижения заболеваемости гепатитом В до 2-3 случаев на 100 тыс. человек понадобилось привить свыше двух третей населения.
А теперь уделю внимание факту, в отношении которого в протоколе селекторного совещания в Роспотребнадзоре от 20 июля этого года почему-то высказано властное неодобрение. Был сделан акцент на том, что «в трех субъектах Российской Федерации при достаточно высоких уровнях охвата взрослых 18-59 лет прививками от гепатита В показатели заболеваемости острой формой гепатита В превышают достигнутые среднероссийские». По моему мнению, названный факт следует отнести к «высосанным из пальца» хотя бы потому, что в этих трех регионах, как и во многих других, охват взрослого населения прививками от гепатита В никогда не был высоким.
По мере изучения официальных документов Роспотребнадзора мне постепенно стало понятно, почему чиновники этой государственной службы, включая ее начальника, все больше скользят по поверхности проблем, часто, по всей видимости, в угоду некоему заказу. В результате наносится ущерб национальной безопасности страны и теряется былой авторитет Госсанэпиднадзора. Можно сказать, что Роспотребнадзор, которого заставили шагнуть шире и одновременно в разные стороны, «переступил через население».
Очевидно, главная причина происходящего - административная реформа, в результате которой специалистов санитарно-эпидемиологического профиля заставили заниматься также защитой населения от прочих отрицательных факторов российского потребительского рынка во всем их «разнообразии». Что-то будет, когда Роспотребнадзор объединят еще и с Росздравнадзором?
Работа по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору должна быть, на мой взгляд, поставлена иначе. Эффект был бы гораздо большим, если специализированные органы здравоохранения на местах по указанию органов государственного контроля выявляли бы лиц, которые после вакцинации почему-то продолжают болеть острой формой гепатита В и/или «скрытно» становятся хроническими носителями вируса. Одновременно было бы целесообразно организовать государственный мониторинг поствакцинального иммунитета у привитого контингента, а его результаты ежегодно соотносить с численностью вновь выявляемых носителей вируса гепатита В.
Такой мониторинг дал бы возможность узнать, действительно ли привитые защищены от этой опасной болезни. Вместе с тем, такой подход позволил бы выявлять неэффективные медицинские иммунобиологические препараты, которые могут поставляться органам здравоохранения различными прохиндеями в обход нормативных документов и из-за плохо организованной работы национального контрольного института - ГИСК им Л. А. Тарасевича. – по предреализационному контролю за эффективностью и безопасностью вакцин.
По всей вероятности, надзорный мониторинг плюс превращение ГИСКа в «черный ящик» для разработчиков и производителей медицинских иммунобиологических препаратов (дабы убрать коррупционные риски) действенно уменьшили бы и «соглашательскую составляющую» деятельности отдельных специалистов. Ведь за примерами этого безобразия, к великому сожалению, далеко ходить уже не надо (см. «Ностальгия по настоящему». – «Промышленные ведомости» № 6, июнь 2010 г.).
На днях ГИСК, несмотря на выявленные грубейшие нарушения в изготовлении в ЗАО «Биннофарм» вакцин против гепатита В, решил продлить этому акционерному обществу так называемый сертификат производства. «Биннофармисты», в свою очередь, пообещали исправиться. А как же иначе, если в августе состоится очередной аукцион на поставку вакцины против гепатита В для взрослых? На что не пойдешь, когда слышится сладкий звон очередных миллионов бабок!..
Смотри обсуждение проблемы на форуме
Недобросовестность участников государственного контроля качества вакцин угрожает жизни людей