Асимметрия магнитного поля Марса, возможно, связана с грандиозной катастрофой, произошедшей миллиарды лет назад. Об этом же катаклизме свидетельствует и облик самой планеты.
Магнитное поле Марса давно вызывает интерес ученых. Оно крайне неоднородно и сконцентрировано главным образом в южном полушарии. Опубликованный отчет об исследованиях, проведенных под руководством Сабины Стэнли из университета Торонто, указывает на возможные причины такой асимметрии. Ученые предполагают, что странная топология марсианского магнитного поля является следствием явлений, которые оставили свой след в облике северного и южного полушарий Красной планеты, заметно отличающихся друг от друга.
Глобальное магнитное поле Марса можно назвать не только весьма слабым (оно, по крайней мере, в сто раз уступает земному), но и весьма неустойчивым - в различных точках планеты его напряженность может отличаться очень существенно. В этой связи трудно говорить о магнитных полюсах планеты.
В случае, например, с Землей мы можем определить магнитные полюса по наличию вертикальной компоненты (область, где силовые линии магнитного поля перпендикулярны к поверхности планеты). На Марсе эти области расположены далеко от физических полюсов и носят локальный характер. Видимо, ядро Марса находится в сравнительной неподвижности по отношению к его коре. Исследователи предполагают, что это может быть связано с неким катаклизмом, в результате которого примерно 4 млрд. лет назад произошла остановка вращения ядра, а также потеря основного объема атмосферы.
В настоящее время Марс, по сути, не имеет магнитосферы. Однако в некоторых регионах планеты существуют локальные магнитные поля. Их напряженности иногда превышают напряженность земного магнитного поля в десятки раз. Вероятно, это остатки глобального магнитного поля, существовавшего на Марсе ранее. В коре Марса, главным образом в южном полушарии, обнаружено большое количество намагниченных минералов. Зачастую именно они формируют локальные магнитные поля. Ученые предложили объяснение странностям магнитного поля Марса и связали их с последствиями грандиозной древней катастрофы.
Сравнительно ровная поверхность северного полушария Марса, образованная более молодыми породами, лежит в среднем на 6 км ниже, чем гористая поверхность южного полушария. В 2008 году уже появлялись публикации, посвященные результатам моделирования возможного столкновения Марса с каким-либо крупным объектом размером почти с нашу Луну. Предположив, что примерно 4 млрд. лет назад такой объект ударил под малым углом в северное полушарие Марса, ученые получили картину, сходную с той, которую мы наблюдаем в действительности.
Асимметрия магнитного поля Марса была впервые обнаружена космическим аппаратом Mars Global Surveyor в 1985 году. Анализ показал, что разрушение сходной с земной магнитосферы Красной планеты могло произойти примерно тогда же, когда образовалась геологическая «дихотомия». Поэтому вполне логично, что Стэнли и ее коллеги решили выяснить, была ли у них общая причина.
Моделируя воздействие такого столкновения на внутренние области планеты, ученые выяснили, что удар нагрел бы мантию — слой расплавленных пород под твердой корой в северном полушарии, снизив градиент температур между ядром планеты и мантией, тем самым уменьшая скорость конвенции вещества.
В то же время в южном полушарии сильный тепловой поток как бы поднимал мантию, активизируя ее динамику. Расчеты показывают, что в результате этого могло образоваться локальное магнитное динамо, создавшее сильные токи и поля в южном полушарии Марса. Гидромагнитное динамо — механизм усиления или поддержания в стационарном состоянии магнитного поля гидродинамическими движениями проводящей среды. Это привело к тому, что в южном полушарии Красной планеты сработал своеобразный сепаратор, который нагнал в кору планеты магнитные минералы, их вклад в локальные магнитные поля современного Марса, видимо, является основным.
Многие специалисты благосклонно восприняли выводы Сабины Стэнли. Надо сказать, что согласно современным представлениям около 4 млрд. лет назад наша Солнечная система была крайне неспокойным местом. Судя по всему, в ту эпоху ее просторы по всевозможным траекториям бороздили многочисленные объекты, в том числе крупные планетоиды, размеры которых могли достигать размеров Меркурия. Так что столкновения, и весьма драматические, тогда, по всей видимости, были не редкостью.
Лишним аргументом в пользу этого служат и результаты анализа спектров системы звезд солнечного типа, позволившие обнаружить следы грандиозного столкновения двух планет, сходных по физическим характеристикам с Землей. Впрочем, траектории планет, обращающихся вокруг двойных звезд, менее стабильны. Так что нам подобные катаклизмы сейчас уже не угрожают.
P. S. Как пишет ученый Захария Ситчин в книге «Двенадцатая планета», еще древние шумеры знали и по своему описали зарождение нашей Солнечной системы. Они описали вторжение чужой планеты, в результате которого появились Земля и пояс астероидов.
Akado