Изменение экономической ситуации в России в последние 15 лет привело к существенному удорожанию природных ресурсов. Поэтому широкое распространение получили разнообразные системы и приборы учета этих ресурсов при их производстве, распределении и продаже. Вопрос о необходимости экономии ресурсов уже не обсуждается. Он понятен всем – от министра до домохозяйки.
Один из важнейших природных ресурсов, жизненно важных для человеческого существования, – вода. Для ее учета при потреблении в квартирах используются достаточно простые приборы – водосчетчики, установка которых приобрела массовый характер.
При новом строительстве застройщик обязан установить приборы поквартирного водоучета в соответствии с требованиями строительных норм и правил. В существующем жилом фонде водосчетчики устанавливаются жильцами по собственной инициативе. И каждое повышение цены на потребляемую воду, создающее мощный стимул ее экономии, ведет к очередному росту количества установленных приборов водоучета.
В процессе внедрения и эксплуатации приборов учета между жильцом и водоснабжающей организацией возникают договорные отношения, связанные с согласованием установки прибора, выбором его типа, с монтажом, регистрацией в водоснабжающей организации, ежемесячным считыванием показаний, с денежными расчетами. И зачастую жилец изначально не представляет всех сложностей, возникающих при введении приборного учета.
Одной из таких проблем является периодическая поверка счетчика, которую его владелец обязан провести по окончании межповерочного интервала (МПИ). Для большинства приборов этот интервал составляет 4-5 лет. После этого жилец, установивший в квартире не менее двух водосчетчиков – для горячей о холодной воды, узнает, что их нужно поверить в метрологическом центре. И для этого нужно:
- подать заявку в ДЭЗ (ЖЭК, сервисную организацию) на демонтаж счетчика;
- подать заявку в водоснабжающее предприятие для снятия показаний счетчика перед поверкой;
- допустить в квартиру инспектора водоснабжающего предприятия для снятия показаний счетчика перед поверкой;
- допустить в квартиру слесаря ДЭЗа (сервисной организации) для демонтажа счетчика.
А чтобы не остаться без воды на время поверки, необходимо договориться с ним об установке вместо счетчика специальной вставки;
- отвезти счетчик в метрологический центр, сдать в поверку, оформить и оплатить счет за поверку;
- через одну-две недели получить счетчик из поверки. Причем, не факт, что прибор пройдет поверку с положительным результатом и тогда придется покупать новый или ремонтировать старый, если это будет возможно;
- подать заявку в ДЭЗ на монтаж счетчика после поверки;
- подать заявку в водоснабжающее предприятие для снятия показаний счетчика после поверки;
- допустить в квартиру слесаря ДЭЗа для монтажа счетчика;
- допустить в квартиру инспектора водоснабжающего предприятия для снятия показаний счетчика после поверки.
При этом все работы с ДЭЗом, ЖЭКом, сервисной организацией, метрологическим центром проводятся на платной основе и только в рабочее время. Стоимость поверки водосчетчика в метрологическом центре вне зависимости от результатов поверки сопоставима со стоимостью нового прибора. В целом затраты на организацию и проведение поверки в любом случае будут значительно больше, чем стоимость новых счетчиков.
Но какова вероятность, что водосчетчик действительно поверят по всем правилам? В соответствии с Законом “Об обеспечении единства измерений” проведение государственной поверки средств измерений возложено на региональные Центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ).
Они же должны вести учет результатов поверок. Однако в реальности эти работы или не ведутся или их результаты не доводятся до широкой общественности. Региональные ЦСМ получают доходы от поверки и заинтересованы в увеличении объемов этих работ. Поэтому распространение любой информации о ненужности проведения поверки метрологическим центрам крайне невыгодно.
К выводу о нецелесообразности поверки квартирных водосчетчиков давно пришли специалисты центра метрологического обеспечения Санкт-Петербурга. Здесь семилетний опыт проведения таких работ показал, что поверку после окончания первого межповерочного интервала не проходят до 70% приборов.
Серьезные исследования характеристик водосчетчиков после окончания МПИ проведены в Эстонии. В течение ряда лет были поверены 91 000 квартирных водосчетчиков. В результате выяснилось, что поверку не прошли 42% приборов. Причем приборов высокого качества, изготовленных ведущими европейскими фирмами.
Возникновение недопустимых ошибок в показаниях приборов в основном было связано с истиранием внутренних пластмассовых деталей, что сделало приборы в большинстве своем неремонтопригодными. Можно предположить, что качество водопроводной воды в России не лучше, чем в Эстонии.
Поэтому едва ли результаты поверок счетчиков в России существенно отличаются в лучшую сторону, о чем свидетельствует опыт Санкт-Петербурга. Большинство счетчиков при проведении поверки будет признано непригодными к эксплуатации, а их владельцы заплатят за поверку лишь для того, чтобы узнать о непригодности приборов.
После осознания размеров предполагаемых затрат времени и денег, а также весьма вероятных результатов поверки любому здравомыслящему владельцу приборов становится ясно, что эксплуатируемые водосчетчики поверять не нужно. Выгоднее приобрести и установить новые. Однако водоснабжающие предприятия, ДЭЗы, ЖЭКи и метрологические центры в большинстве своем не информируют население о возможных затратах, так как финансово заинтересованы в проведении поверок.
Нежелание сервисных организаций и метрологических центров терять существенные поступления денежных средств от поверки привели к появлению нового вида услуг – поверки водосчетчиков на месте эксплуатации (в квартире) без их демонтажа. Для этого создано специальное устройство, нашедшее применение только в России и не имеющее мировых аналогов – малогабаритная переносная поверочная установка.
По заявке владельца прибора представитель метрологического центра проводит поверку на месте эксплуатации при помощи установки, представляющей собой кейс весом 10-15 кг. Непосредственно на кухне или в ванной поверитель подключает вход установки к крану, выход установки направляет в раковину. При этом сверяются показания счетчика и поверочной установки и в случае их совпадения, то есть положительного результата поверки, счетчик пломбируется.
Стоимость поверки в этом случае составляет примерно 50% от цены нового прибора. При кажущейся эффективности этого способа нужно отметить его существенные недостатки.
Как было указано выше, до 70% водосчетчиков после окончания межповерочного интервала не проходят поверку. В этом случае нужно отремонтировать прибор (если это вообще возможно), вновь провести послеремонтную поверку, то есть пройти весь путь, указанный выше при проведении поверки в метрологическом центре.
Кроме того, счетчик, проработавший 4-5 лет, даже прошедший поверку, вряд ли сохранит свои характеристики до окончания следующего МПИ. Очень велика вероятность его выхода из строя в самое ближайшее время, после чего потребуется покупка нового прибора.
Таким образом, можно сделать вывод, что бездемонтажная поверка квартирных водосчетчиков на месте эксплуатации также в подавляющем большинстве случаев не выгодна потребителям услуг, но выгодна метрологическим центрам.
Есть еще одна группа организаций, для которой проведение массовой бездемонтажной поверки счетчиков выгодно. Это производители поверочного оборудования. Именно массированная реклама со стороны производителей привела к распространению этого способа поверки. Ориентировочная себестоимость установок составляет 15-25 тысяч рублей, а продают их по ценам от 59 000 до 146 000 рублей.
Рентабельность в размерах 200-400% позволяет их изготовителям проводить массированную рекламу своей продукции. Остается лишь сожалеть, что в распространяемых проспектах говорится только о достоинствах самих установок, но не обосновывается экономическая целесообразность их применения.
В последнее время для решения проблем с поверкой и обслуживанием квартирных счетчиков ряд сервисных организаций начал внедрять новую форму услуг под названием “водосчетчик навсегда”. К сожалению, этот вид услуг только начинает применяться, хотя может найти широкое применение и в ДЭЗах, ЖЭКах.
Суть услуги заключается в следующем. Жилец и сервисная организация заключают договор, в соответствии с которым жилец ежемесячно вместе с основным платежом за воду перечисляет сервисной организации сумму за один прибор, эквивалентную стоимости 2-3 трамвайных билетов.
Сервисная организация за свой счет устанавливает водосчетчик, согласует его установку, снимает первоначальные показания, пломбирует монтажные стыки, при неисправности прибора заменяет его на новый или прибор из обменного фонда, а при необходимости за дополнительную плату ежемесячно снимает показания с приборов и организует проведение расчетов с поставщиком.
После окончания межповерочного интервала сервисная организация за свой счет демонтирует старый прибор и устанавливает новый. А старые приборы разбираются, направляются на переработку, или ремонтируются, поверяются и используются в качестве обменного фонда.
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что поверка квартирных водосчетчиков экономически нецелесообразна, так как после завершения межповерочного интервала в большинстве случаев их из-за появления неустранимых погрешностей в показаниях приходится заменять на новые. Поэтому предложения или предписания любых организаций о проведении поверки квартирных водосчетчиков следует расценивать как навязывание потребителям ненужных работ и услуг.
Санкт-Петербург