Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
«ПВ» № 3-4, март, апрель 2008  -  cодержание номера  

Как устранить утечку газов из простаивающих скважин

Виталий Смирнов

Россия готовится к торговле квотами парникового газа в соответствии с Киотским протоколом. Точный учет выбросов парниковых газов еще не ведется. Однако кто-то определил, что в 1990 году объем выбросов в стране составлял 3 млрд. тонн, а в настоящее время около 2 млрд. т, т. е. объем квоты для продажи другим странам и компаниям составит 1 млрд. т в год. Если учесть, что прогнозная цена 1 тонны парникового газа при продаже может достигать 50 долларов, торговля представляется весьма прибыльной.

При продаже квот контроль за выбросами ужесточится и существующие оценки могут измениться в неблагоприятную сторону. Особые опасения в этом плане вызывают неучитываемые утечки парникового газа метана из выработанных нефтяных и газовых месторождений через законсервированные, ликвидированные, не имеющие балансодержателя, заброшенные, бесхозные и другие скважины. Опасность является известной и обоснованной.

Высокопоставленные чиновники надзорных и экологических ведомств и организаций в последние годы все чаще информируют нас об утечках углеводородов из указанных скважин. Сообщается, что около 7 тысяч заброшенных и бесхозных скважин являются угрозой для жизни людей и природной среде, из 330 таких скважин в Тюменской области идут выбросы нефти и газа, тысячи скважин требуют ликвидации.

Отмечаются тенденции занижения опасности. Например, по данным Роснефти, компании требуется ликвидировать около 700 скважин, однако по другим опубликованным данным только в Дагестане, где месторождения разрабатываются Роснефтью, первоочередной ликвидации требуют свыше тысячи скважин.

Однако известные утечки отражают только видимые и слышимые нефтегазопроявления. Если выход газа в атмосферу распределен по площади, то подобные выбросы обнаруживаются иногда лишь по пузырькам после дождя.

Следует отметить, что выработанные месторождения и находящиеся на них скважины являются государственными, поскольку бывший недропользователь благополучно утрачивает природоохранные и другие права и обязанности по этим объектам при сдаче лицензии. Более того, появление бесхозных и заброшенных скважин является в большинстве случаев следствием нарушения законодательства и плохой работы надзорных служб, т. к. перед окончанием деятельности недропользователя на отведенном ему участке все скважины должны быть ликвидированы.

Многочисленные факты утечек газа известны и официально подтверждаются, но данные по объемам утечек отсутствуют, рассматриваемые скважины и месторождения в официальной структуре источников выбросов парниковых газов России не значатся. Из 290 млн. т годовых выбросов метана (пересчитанного в углекислый газ в принятом эквиваленте) около 90 млн. т приходится на сельское хозяйство и отходы, за 150 млн. т выбросов вину взял на себя «Газпром», около 50 млн. т осталось на долю нефтяников, шахтеров и др.

Если учесть, что в выработанных газовых месторождениях остается неизвлеченным 10-15% газа и принять, что весь остаточный газ начнет истекать в атмосферу, то объем таких выбросов парникового газа может достичь 1 млрд. тонн в год. Принятые допущения не учитывают некоторые факторы, снижающие объем утечек.

В то же время неучитываемые выбросы увеличиваются за счет выработанных нефтяных месторождений, на которых остаточные запасы нефти составляют около 70% от начальной величины, а при изливе 1 тонны нефти через прохудившиеся скважины в атмосферу выбрасывается десятки или сотни кубометров газа, большая часть которого представлена метаном. Кроме того, выбросы идут из разведанных, но не вводившихся в разработку месторождений и т. п.

Рассматриваемая проблема выбросов нефти и газа пока широко не обсуждается и не решается. Можно ожидать, что контроль утечек по Киотскому протоколу будет способствовать поиску решения проблемы. Но представляется, что для России более опасны не столько утечки газа, сколько нефти, и что главными являются вопросы ликвидации скважин.

Утечки углеводородов через скважины обусловлены ненадежностью преград, изолирующих залежи от окружающих недр и атмосферы. Преграды являются металлоцементными наподобие железобетона. Но стойкость к разрушению у скважинного железобетона значительно ниже, а воздействие разрушающих факторов выше по сравнению с железобетоном в фундаментах, столбах линий электропередач, элементах зданий и др. Сроки разрушения скважинных преград составляют 10-50 лет, более точно это может быть определено по известным фактам начала утечек углеводородов через скважины.

Однако каких либо масштабных мер по решению проблемы властями не предпринимается, и создается впечатление, что необходимость ее решения сознательно замалчивается. Как было отмечено выше, в появлении экологически опасных бесхозных и заброшенных скважин значительная доля вины лежит на природоохранных и надзорных службах.

Известно, что затраты на ликвидацию обычной скважины колеблются от 1 млн. до 10 млн. руб, фонтанирующие в Каспий скважины ликвидируют за 1 млн. долларов. В настоящее время в России ликвидации требуют около 15 тысяч скважин, в перспективе все 75 тысяч уже пробуренных на нефть и газ и неизвестное число новых скважин также потребуют ликвидации.

Исследованиями установлено, что надежное "безутечечное" состояние скважин на Астраханском газоконденсатном месторождении обеспечивается лишь в течение 6 лет. Месторождение находится под Волгой, на нем пробурены сотни скважин, в продукции большое содержание ядовитых сероводорода, меркаптанов. Ликвидация или консервация скважин на этом месторождении с периодичностью в 6 лет потребует больших затрат, но игнорирование этой необходимости может чрезвычайно отрицательно отразиться на возможности проживания людей в регионе, обострит отношения с сопредельными по Каспию государствами и т. п.

Одно из достаточно очевидных возможных направлений в решении проблемы может заключаться в восстановлении целостности продырявленных скважинами пластов пород над залежами, в воссоздании первоначального состояния пластов в месте скважины по составу и прочности пород, величине пластового и горного давлений и др.

Задача технически решаема. Осложнения и увеличение стоимости работ могут быть обусловлены наличием в скважине зацементированной колонны труб и некоторыми другими факторами. Значительные затруднения создает инструкция Госгортехнадзора, по которой пробуренное отверстие должно закупориваться цементными пробками. Если, например, скважину засыпать глиной, то надежность предотвращения утечек из залежей и снижение стоимости ликвидационных работ можно ожидать очень значительными, но инструкция не дозволяет этого делать.

Другое направление предотвращения опасных утечек может заключаться в изменении направлений восходящих потоков углеводородов. Если поток направить в достаточно глубоко залегающий проницаемый пласт, то остаточные углеводороды можно захоронить на продолжительный срок или навечно.

При благоприятных геологических условиях углеводороды можно накапливать в таком пласте, а затем добывать обычными способами. Надо также запретить практику повторного цементирования устьев ликвидированных скважин после обнаружения утечек, т. к. выявленный поток после такой операции в дальнейшем начнет изливаться в неглубоко залегающие водоносные горизонты.

Если устье скважины не цементировать, а, наоборот, расковыривать полуразрушенные цементные преграды в верхней части скважин, то экологически вредные утечки можно уменьшить, а вытекающую нефть использовать для производства "самопального" бензина или в других целях.

Газовые утечки из скважин также можно интенсифицировать расковыриванием, но газ надо поджигать. Таким мероприятием можно уменьшить учетный объем выброса парникового газа почти на порядок, т. к. при сгорании метан превращается в углекислый газ, который по агрессивности к озоновому слою планеты считается в 21 раз менее активным по сравнению с метаном.

Можно также газ сжигать в отопительных или других системах, например, для выращивания помидоров в тепличках на Ямале. На этом полуострове большое число бесхозных скважин, ликвидировать которые никак не удается, несмотря на то, что такое решение было санкционировано очень высокими государственными лицами и ООН.

Указанные и другие направления решений требуют анализа, исследований, создания приемлемых технологий, т. е. необходимы поиск и реализация эффективных решений проблемы. Поскольку это дело государственное, то задача видится в понуждении правительства обратить внимание на проблему и начать ее решать.

Виталий Смирнов, 

директор ООО "ПЭТЭнефтегаз"
 г. Волгоград

Другие статьи номера «ПВ» № 3-4, март, апрель 2008

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости