Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
«ПВ» № 1, январь 2007  -  cодержание номера  

Бомбардировщики будущего: перезагрузка боеприпасов в воздухе

Максим Рахманов

Израильские ученые предложили технологию перезагрузки боеприпасов в воздухе, которая в сочетании с дозаправкой позволит повысить эффективность использования боевой авиации, в том числе и беспилотной.

Дозаправка топливом самолетов в воздухе позволила увеличить их дальность полета и продолжительность нахождения в воздухе практически неограниченно. Однако, дозаправка в воздухе имеет смысл, пока на борту имеется боекомплект. Особенно остро эта проблема стоит в отношении бомбардировщиков.

Ситуация современной воздушной войны диктует необходимость полета бомбардировщика за многие тысячи километров и последующего возвращения на базу только лишь затем, чтобы взять на борт запас бомб и снова лететь к цели. Плотность бомбового воздействия при этом резко снижается.

Посадка самолетов для перезагрузки бомбоотсеков в соседних странах возможна далеко не всегда по техническим, географическим, а также политическим причинам. Особенно это касается США, необузданная готовность которых бомбить далекие страны до тех пор, пока там не останется вообще ничего, кроме демократии, вызывает растущее разочарование в мире. Выход из затруднительного тупика ряд экспертов видит в организации перезагрузки авиационного боезапаса в воздухе – по аналогии с перезаправкой.

Первый патент на дозаправку топливом самолетов в воздухе получил в США в 1921 году русский пилот, эмигрант Александр Северский. Двумя годами позже ВВС США провели успешные летные испытания системы дозаправки, однако вплоть до начала Второй Мировой войны практической потребности в этом не возникало.

С началом нового этапа развития военной авиации и, особенно, с появлением реактивных самолетов, расходующей намного больше горючего, чем поршневые, нужда в дозаправке в воздухе возросла многократно. Вслед за превращением дозаправки в полностью автоматическую операцию встал вопрос о необходимости передавать «на ходу» бомбардировщикам очередные порции бомб. Решение предложил ряд компаний, в том числе израильская Far Technologies. Патентуемая в настоящее время система перезагрузки вооружений в воздухе ABRA (Airborne Weapon Re-Arming) разработана Far Technologies совместно с Israel Aircraft Industries.

В состав системы в ее предлагаемой сегодня конфигурации входят бомбоотсек транспортно-загрузочного самолета, загрузочное устройство на выдвигающейся штанге с аэродинамическими компенсаторами, а также «интеллектуальный» пилон внешней подвески на боевом самолете. Существует также возможность загрузки боекомплекта и во внутренние бомбовые отсеки. Загрузочное устройство выдвигается по штанге и при соприкосновении с датчиком «интеллектуального» пилона передает информацию о боеприпасе. Система оснащена контрольными видеокамерами, позволяющими осуществлять мониторинг процедуры в любое время дня и ночи.

Транспортно-загрузочный самолет класса С-130 способен брать на борт и перегружать в воздухе до 16 управляемых либо неуправляемых авиабомб Мк-84 массой 1 т или значительно большее количество боеприпасов меньшего калибра. Грузоподъемность более тяжелых самолетов – С-17 или С-5 – в несколько раз выше. Перед стратегами ковровых бомбардировок открываются захватывающие дух перспективы.

Согласно результатам проведенных профессором Ашером Тишлером из университета Тель-Авива расчетов, использование перезагрузки боеприпасов в воздухе позволит резко повысить эффективность бомбовых ударов и увеличить количество поражаемых в единицу времени целей без количественного наращивания боевой авиации. При этом особенные перспективы открываются перед создаваемыми в настоящее время ударными беспилотными самолетами.

Как сообщает Defense Update, проф. Тишлер провел оценки для бомбардировочных акций различной продолжительности и дальности как для пилотируемых, так и беспилотных самолетов. Результаты оказались разительными. Сокращение времени, необходимого для сброса заданного количества бомб на цель, достигает 70%, что позволяет более быстро нейтрализовать поражаемый объекта. Возрастает и количество поражаемых целей, а также сокращается продолжительность времени между выдачей целеуказания и поражением цели.

Продолжение бомбардировок становится возможным даже в том случае, если вражеским ударам подвергается аэродром базирования или авианосец. Возможна принципиальная смена характера операций, выполняемых самолетом. Например, вместо боеприпаса может быть подвешен контейнер с разведывательной аппаратурой или системами радиоэлектронного противодействия.

Прагматичные израильские конструкторы отметили, что подобная технология станет новым важным фактором снижения стоимости воздушной кампании, сокращения необходимых ресурсов, снижения объемов техобслуживания. Появляются новые варианты оперативного использования боевой авиации, например, становится возможным вылет самолетов с удаленной авиабазы без оружия вообще. Снижается загрузка аэродромов, с которых действует авиация.

Возможность практически непрерывного пребывания самолета в воздухе с появлением систем перезагрузки боекомплекта вскроет еще одно «слабое звено» современной авиации – ограниченные возможности экипажа. Появление тяжелых беспилотных бомбардировщиков следует ждать, вероятно, лишь в отдаленной перспективе.
Перед конструкторами боевой авиатехники встанет новая проблема – пересадки экипажа в воздухе. Но это будет уже совсем иная технология.

                                                                                                               RND.CNews


Другие статьи номера «ПВ» № 1, январь 2007

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости